Найти в Дзене
Ruslan Tarasevich

5 неисправностей системы питания китайского автоусилителя

Оглавление

Здравствуй уважаемый читатель!

Сегодня я хочу рассказать вам о самых распространенных неисправностях системы питания в усилителях для авто поднебесной. Блок питания в подобных усилителях выполнен по схеме импульсного двухтактного ШИМ преобразователя.

Основные неисправности импульсного преобразователя питания усилителя

Как правило, в качестве ШИМ контроллера применена самая распространенная микросхема для дешевых ИИП - TL494. Питается преобразователь напрямую от бортовой сети авто +12В, конечно на входе стоит предохранитель и супрессор.

1) Выход из строя входного конденсатора

Не секрет, что во многих недорогих китайских устройствах применяются некачественные компоненты, в частности электролитические конденсаторы. Плюс к этому, идет экономия по номиналу напряжения. На шину 12В установлен кондер на 25В, хотя следовало бы установить на 50В, или хотя бы на 35В.

Существует известная проблема с генератором (точнее выпрямителем) отечественных автомобилей марки ВАЗ, когда выпрямитель пробивает - в бортсеть идет повышенное напряжение. А кто устанавливает в большинстве своем такую акустику в авто? Правильно! Владельцы отечественных автомашин)

Из этих двух факторов и произрастает первый тип неисправности - выход из строя (вздутие и потеря емкости) входного электролитического конденсатора.

Проявляется неисправность следующим образом - горит индикатор перегрузки, не запускается БП или же выдает заниженные напряжения (на схеме V+ и V-).

Решение = заменить конденсатор на новый той же емкости и напряжением 35 или 50 (В)

импульсный источник питания в китайском автомобильном УМ
импульсный источник питания в китайском автомобильном УМ

2) Сгорел защитный диод (пробит)

Диод установлен здесь для защиты от переполюсовки. Соответственно, при переполюсовке он и сгорает, т.к. преды на 15А далеко не всегда сгорают первыми)) В данном усилителе диод марки 1N5404 (400V 3A)

Проявляться будет неисправность с перегоранием новых предохранителей и запахом горелого кремния из корпуса усилителя.

Решение = заменить диод на новый, и проверить на пробой/ исправность силовые ключи и ШИМ контроллер

схема питания авто усилителя
схема питания авто усилителя

3) Непропай компонентов на плате

Третья по частоте неисправность - разрушение припоя на плате усилителя.

Проявления неисправности могут быть самые разные - от полной неработоспособности (ничто не светится и не включается) до отсутствия звука в одном или нескольких каналах. Все зависит от цепи в которой есть непропай компонентов.

холодная пайка
холодная пайка

Решение = пропаять всю плату. Да, именно всю, так как таких холодных паек тут много. Пропаяв что-то одно, сейчас, скоро "отвалится" что -то другое. Вибрация в авто будет )))

Более сложные неисправности авто усилителя

4)пробой силовых транзисторов

полевые ключи
полевые ключи

Пробой силовых ключей происходит в результате переполюсовки или перегрузке источника питания. К последнему же можно отнести перегрев и выход из строя вследствие некорректной работы ШИМ контроллера.

При данной неисправности следует выпаять пробитые ключи, проверить токоограничивающие резисторы и маломощные транзисторы в затворах и проверить работоспособность ШИМки.

FET
FET

Только убедившись в правильности генерации выходных импульсов ШИМ, можно впаивать новые ключевые транзисторы.

5) неисправна микросхема ШИМ контроллер или ее обвязка

Микросхема выгорает вследствие переполюсовки и превышения напряжения питания на входе Vcc.

ШИМ контроллер
ШИМ контроллер

Проверку микросхемы начинают с прозвонки выводов питания и выходов на пробой. Подав питание, замеряют напряжение на выходе Vref - должно быть +5В . Если это напряжение отсутствует, микросхема неисправна.

При наличии Vref осциллографом проверяют уровни управляющих сигналов и наличие импульсов на выходе. Выход могут "подсаживать " неисправные транзисторы A1015.

Неисправные компоненты заменяют и проводят проверку без ключевых транзисторов (см пункт 4)

Всем спасибо за то что прочитали статью!

Смотрите также :

Как смазать вентилятор БП (видео)

Как отремонтировать нетбук если нет кнопки

Преобразователь полярности на транзисторе

Токовое зеркало

Простая схема защиты от переполюсовки

Как правильно проверять радиостанции

Маломощные высокочастотные разъемы

Тестируем OSA103 Осциллограф

Зачем хорошему инженеру ESR метр

Составные каскады германиевого УМ

А вам приходилось ремонтировать такие усилители? Какая была неисправность?

Ставь лайк, подписывайся!

#электроника #автоусилитель #полезные советы #АВТОАКУСТИКА #РАДИОТЕХНИКА