Найти тему
73,8K подписчиков

Как немцы сражались с "партизанкой Распутицей". Колёсный грязеход Porsche Typ-175

734 прочитали
Источник изображения: classicretrocar.ru
Источник изображения: classicretrocar.ru

Проблемы с грязью

Свидетельствует генерал-полковник Гейнц Гудериан, которого за приверженность принципам блицкрига прозвали «Быстрым Гейнцем»: «7 октября выпал снег, после чего дорога превратилась в непролазную кашу. Продвигаться вперёд армия не могла, материальная часть быстро пришла в негодность. Вся группа армий была задержана распутицей».

Гудериану вторит генерал Курт Типпельскирх: «Дороги стали непроходимы, наступление было остановлено».

Не грязь ли стала главной причиной, по которой уже в декабре фюрер отправил в отставку не только «Быстрого Гейнца», но и главкома сухопутных войск Браухича, командующего группой армий «Центр» Бока, а также ещё 183 генерала.

Постановка задачи

Источник изображения: classicretrocar.ru
Источник изображения: classicretrocar.ru

Проблемы с русской грязью у фашистов начались в октябре 1941 года. Немцы увидели абсолютную неприспособленность своей техники к условиям Восточного фронта. Министерству военной промышленности была поставлена задача остановить производство негодной для таких условий техники, сконцентрировавшись на ограниченном модельном ряде, способном хоть как-то преодолевать «пучину».

Несколько конструкторских бюро получили задание на разработку тягачей, способных двигаться по самому отчаянному бездорожью. В результате родился проект колесного RSO, заказ на изготовление которого был размещён на чехословацком предприятии Шкода, находившемся в то время на оккупированной территории.

Конструкция

Источник изображения: classicretrocar.ru
Источник изображения: classicretrocar.ru

Выпущенная в 42-м году машина получила сразу 2 названия – Porsche 175 и Skoda RSO. Построенная машина выглядела каракатицей, но это было оправдано её предназначением. Крупная трёхместная кабина, моторный отсек и куцый кузов «сидели» на колоссальных монолитных колёсах, лишённых резинового покрытия, но зато имевших металлические грунтозацепы.

Ширина передних колёс диаметром 1,5 м составляла 300 мм, а задних – 400 мм. Клиренс равнялся 0,45 м. Масса тягача – 7 тонн.

90-сильный 4-х цилиндровый двигатель разгонял «грязеход» до 18 км/ч. В деревянном кузове умещалось 15 солдат. Разработчики позаботились даже об отдыхе артиллерийского расчёта буксируемого орудия в полевых условиях. В кузове могли размещаться 8 коек.

Испытания и доработка

Первые же испытания «грязехода» указали на ряд существенных недостатков машины. Огромные колёса крутили грязь, не придавая тягачу поступательного движения. Малейший подъём становился тяжёлым препятствием. Кроме того, такая груда металла была в состоянии перевозить сравнительно малый груз.

Ещё один существенный недостаток – огромный радиус поворота, составлявший целых 14 метров. Однако на безрыбье и рак рыба. Русскую грязь нужно было на чём-то преодолевать, поэтому Skoda RSO была рекомендована к производству.

Инженеры учли ошибки, в результате чего появилась модернизированная версия, способная транспортировать 4 тонны груза или тянуть пятитонный прицеп, а также подниматься на склоны под углом 33 градуса. В январе 43-го года тягач был презентован фюреру, который новинку одобрил.

Но даже после модернизации главный недостаток автомобиля не был устранён: тягач «жрал» горючее как не в себя. Даже по нормальной дороге на 100 км ему требовалось 200 литров, а по грязи он сжигал до 600 литров топлива, которое нужно было постоянно подливать в 250-литровый бак.

Судьба-злодейка

Источник изображения: classicretrocar.ru
Источник изображения: classicretrocar.ru

По злой иронии, Шкоде RSO по российской грязи поездить не пришлось. Все 206 произведенных «грязеходов» оказались в Арденнах, где были брошены отступающими немецкими частями. А несколько выживших машин до 60-х годов работали в народном хозяйстве ГДР.