Найти тему

Бабушкины воспоминания.

Мне уже 65 лет. Я на пенсии. Времени полно. Люблю читать исторические расследования о личной жизни известных людей прошлого. И как то постепенно я поняла, что мы совсем не знаем как жили обычные простые люди.Они пришли незаметно в эту жизнь , прошли тихо по жизни, и ушли из жизни не оставив следа. И я начала вспоминать бабушкины рассказы о своей жизни. \

Моя бабушка Куракина Мария Алексеевна (в девичестве Гришина, в первом браке Косарева). Фотографироваться не любила. Это фото из общей фотографии.


Родилась в деревне Старая Гать (Сандуны) Тульскя область Епифанского района в 1895г. Она была третьей в семье.У нее было два старших брата Кузьма и Степан. Это была крепкая крестьянская семья.

Мать и отец у нее поженились по большой любви. Мой прадед был пришлым на селе и за него никак не хотели дочь выдавать замуж . Пришлых в деревнях не любят. И проходит долгое время прежде чем его примут. Но как то они уговорили родителей и поженились.

-2

Мой прадед Гришин Алексей Ефремыч

-3

Моя прабабушка Гришина Екатерина Ильинична

Фото сделаны в разное время.

По ночам кажется деревня спит. Окна темные, движений нет, но на самом деле все все знают и все все видят. Бабушка рассказывала о том как дали вольную крепостным. Это ей рассказывала ее бабушка. На деревне ходили слухи о вольной крепостным. И однажды ночью их барин проскакал полуодетый в направлении города. Его не было несколько дней. А затем приехал барин с урядником. К ним присоединился сельский батюшка и они зачитали манифест царя батюшки о даровании воли. Люди ответили молчанием. Они не поверили им. И только спустя некоторое время осознали,что их надежды сбылись.Но земли своей они не имели. Им было сказано,что теперь у них крестьянская община. Землю давали на мужчин. Наша семья по крестьянским меркам жила хорошо. Трое мужчин могли запросто прокормить двух женщин. Другим не так везло. У их соседа было 6 дочерей. И отец один не мог содержать их всех. Участь девушек была незавидная. Замуж их никто не взял. Двое хотели в монастырь уйти и туда не взяли без приданого.По словам бабушки девки ревели белугами.

Бабушка охотно рассказывала о том сколько у них было лошадей, коров, и мелкой животины. И что в семье были на лето колясочка на рессорах, а зимой саночки . Рассказывала многословно и долго. А вот о своей бабушке не любила рассказывать. Однажды она почему то стала говорить о тяжелой жизни своей бабушки. Она говорила,что барщина была пять дней в неделю. В воскресенье по религиозным положениям работать нельзя. (хотя втихаря работали во второй половине дня). Остается один день для работы на себя. Надо и поле обработать, и сена накосить и еще множество дел. Иначе зиму не пережить, с голода умрут. И тогда пускались на хитрость. Просто пропускали барщину и работали на себя. А на утро уже приходит приказчик и велит идти на двор к барину. Она одевает на себя побольше старой одежонки. Барин сидит на балкончике, а снизу приказчик докладывает о провинностях крепостных. Тут же стоит кобыла на которой женщин секли розгами, а мужчин батогами. По молодости лет слушать было странно и тяжело.

Прадед был кузнецом, был и старостой деревенским, был и кучером у барина. Барин брал его кучером когда приезжал летом в свое имение. А брал за то, что он был непьющим. Удивительно, но в их деревне не было плодовых деревьев. А деду барин давал воз яблок. Яблоки засыпали в солому на чердак.И бабушка часто вспоминала , как она ребенком искала яблоки в соломе. Вспоминала и плакала. Гречневую кашу называла барской. Она говорила, семья барина ела эту кашу каждый день на завтрак. Резала все очень крупными кусками. Жили голодно в моем детстве. И все таки пустой хлеб есть не хотелось. И тогда бабушка отрезала тонкий кусочек хлеба(настолько тонко насколько у нее получалось) и называла барским кусочком.

Однажды дед тяжело заболел. И его пришли навестить барин и сельский батюшка . Барин принес жареного гуся. А был пост. И дед отказался есть мясо. На что Батюшка сказал: "Алексей Ефремыч обязательно надо есть мясо болящим". Держали пост строго. Только детям и больным разрешалось нарушать пост.

Правда когда шел пасхальный пост все уже голодали от нехватки еды. Коров и лошадей подвешивали на веревках к стропилам. У людей было немногим лучше. Хозяйки сохраняли для покраски яйца.Положено было на пасхальной службе стоять держа по яйцу в каждой руке.По окончании службы каждый клал яйца в корзину для храма.Бабушка рассказывала один раз ребенок стоял на службе и не выдержал скушал их. Батюшка увидел , прервал службу отругал и выгнал со службы. При всех.

Сейчас на крещенье купаются массово. А раньше батюшка обращался к двум, трем мужчинам. Это были особо здоровые и крепкие люди. Среди них (по молодости лет) был и мой прадед. Они купались , а все остальные смотрели.Вообще в деревне все боялись холода и сквозняков. Не разрешалось садиться на камень.

Еще одно воспоминание на тему локдауна нынешнего. Однажды в соседней деревне люди стали умирать семьями. Бабушка не знала что за болезнь напала. Умерших сжигали вместе с домом. В дом не входили, а смотрели в окошко. Шевелятся или нет. С ужасом представляю ,что и живых могли сжечь. Одна из жительниц бабушкиной деревни была уроженкой той страшной деревни и она пошла ухаживать за родителями. Они умерли ,а она осталась жива. Когда она подошла к деревне ее уже встречали с вилами. Жители не пускали ее домой. Она встала на колени и со слезами просила пустить ее. Всем было ее жалко и боялись пустить болезнь. Потом подумали и разожгли большой костер. Заставили раздеться догола и отрезать косы. После этого она прыгнула через костер . С другой стороны костра ее ждали с одеждой. И все равно с ней долго не общались.

Продолжение следует.