После всемирных выставок в Париже и Лондоне во второй половине XIX века группа французских коллекционеров учредила общество Les Arts Décoratifs. Его целью было сохранение и развитие декоративно-прикладного искусства и ремесел во Франции и за ее пределами.
В 1905 году в левом крыле Лувра они открыли Музей декоративного искусства Парижа с коллекцией в 6000 единиц. В основу собрания легли щедрые дары членов общества: оружие, рукописи, костюмы и текстиль, мебель и драгоценности.
С тех пор пожертвования новой институции не прекращались – зачастую с тех же Всемирных выставок сюда отправлялись целые стенды. Так, например, здесь оказались крупнейшие в мире собрания ар-нуво и ар-деко. Сегодня коллекция музея насчитывает более полумиллиона произведений, среди которых ювелирное искусство занимает почетное место и отдельную экспозицию. Мы отобрали десять самых любопытных шедевров.
Поль и Анри Вевер. Подвеска «Сильвия».
С 1821 года семейство Вевер производило ювелирные украшения, сначала в Меце, затем в Париже. Расцвет Maison Vever пришелся на рубеж XIX-XX веков, когда вставшее у руля третье поколение ювелиров в лице братьев Поля и Анри решило сменить неоренессансный стиль на захватывающий Европу ар-нуво. Плавные флористические украшения с эмалью и драгоценными камнями пришлись по душе и байерам на Всемирных выставках, и клиентам парижского бутика марки. Сегодня уникальные изделия того времени ценятся высоко – схожая с «Сильвией» подвеска с профилем девушки ушла на Christie’s в 2001-м за $270 тыс.
Раймонд Темплие. Брошь. 1937 г.
Работая бок о бок с Шарлоттой Перриан, Ле Корбюзье и Эйлин Грей, и принимая участие в художественной жизни Парижа, Раймонд Темплие не мог избежать модных модернистских экспериментов в семейном ювелирном деле. Такие его изделия в духе ар-деко, выполненные исключительно из драгоценных металлов и камней, и ценят музеи и коллекционеры всего мира.
Эжен Фонтене. Серьги. 1870 г.
Еще один потомственный французский ювелир Эжен Фонтене работал в духе историзма и эклектики, вдохновляясь античными и ренессансными украшениями из коллекции Лувра. Его так называемый археологический стиль включал элементы самых разных эпох, поэтому в скульптурных изделиях мастерской, где делала заказы в том числе и последняя императрица Евгения, соединяются архитектура Возрождения и персидские орнаменты, античная греческая скульптура и этрусская мифология.
Клод и Франсуаза Шаван. Колье «Булыжник». 2000 г.
Колье – образец современного украшения из коллекции Музея декоративного искусства. Оно создано семейной парой французских скульпторов-минималистов, для которых ювелирное производство стало естественным продолжением современного искусства. Работа создана из серебра и золота и, как говорят Шаваны, рассказывает историю о «ярких одиночках, способных перевернуть мир».
Неизвестный мастер. Подвеска «Пасхальный Агнец»
Барочные жемчужины неправильной формы много столетий вдохновляют ювелиров на создание объектов самого разного свойства. Они стали популярны в Европе, начиная с античных времен, когда их привез туда из Персидского залива Александр Македонский. С XVI века мелким жемчугом покрывали костюмы королей, а крупные жемчужины использовали для создания украшений. В этой подвеске изображен пасхальный Агнец, несущий знамя Веры и лежащий на книге Священного Писания. В кулоне есть и небольшой тайник: середину книги можно вытащить и спрятать туда благовоние, записку или миниатюру.
Рене Лалик. Колье
В колье с бюстом девушки с васильками легендарный ювелир использовал свой излюбленный прием сочетания драгоценных металлов со стеклом и эмалью. Работа была выполнена ко Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где блистал стиль ар-нуво. Позже она была подарена музею известной собирательницей драгоценностей баронессой Оппенгейм.
Жорж Брак. Брошь. 1962 г.
Великий кубист Жорж Брак обратил внимание на ювелирные украшения в возрасте 79 лет. Вместе с ювелиром и бароном Хегером де Лёвенфельдом он создал коллекцию «Метаморфозы», состоящую из почти сотни украшений, давших новый импульс драгоценной отрасли. Новаторские скульптурные формы, разработанные Браком в 1961-63 годах, были с восторгом приняты и коллекционерами, и музейщиками. Собрание драгоценностей было вскоре выставлено в Лувре и в постоянной экспозиции Музея декоративного искусства.
Мари-Элен де Тайлак. Ожерелье. 2000 г.
Начиная с 1996-го, времени выхода первой ювелирной коллекции Мари-Элен де Тайлак, до того работавшей в фэшн-индустрии, мир без ума от ее разноцветных камней. Именно она начала применять классическую огранку бриллиантов бриолет к другим драгоценным и полудрагоценным камням самых разных цветов. Главным источником вдохновения для дизайнера стала Индия и ее национальные ремесла и орнаменты. Микс европейского шика и восточной утонченности де Тайлак прижился на всех континентах, от Парижа до Нью-Йорка и Токио.
Costanza. Кольцо. 1964 г.
91-летний ювелир Costanza – одна из старейшин французского цеха. Ее слава пришлась на 1960-70-е, когда она, после окончания Национальной школы декоративных искусств в Париже и получения диплома геммолога, стала делать смелые модернистские украшения из синтетического материала альтугласа. Эффектный пластик оценила известная галерея La Demeure, где она выставлялась с 1963 года в течение почти двадцати лет, и Пьер Карден, для которого Costanza делала коллекции украшений. Впрочем, эксперименты коснулись не только пластика – коллекционеры охотно покупали и ее брутальные вещи из золота с минералами. Например, такие, как это кольцо с лунным камнем.
Поль Бюри. Кольцо. 1968 г.
Свое увлечение кинетическим искусством и абстракцией автор знаменитых фонтанов в парижском Palais Royal и Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке Поль Бюри привнес и в ювелирное искусство. Его браслеты и кольца с крошечными подвижными сферами узнаваемы и популярны среди коллекционеров: цены на аукционах на них колеблются от $20 до $40 тысяч.
Автор Олег Краснов
Материал опубликован на сайте «Частная коллекция»