Найти тему

Каким был Воронежский экскаваторный завод и как его не стало

Некоторое время назад я рассказывал на своем канале о том, как не стало Ковровского экскаваторного завода (читайте здесь) и Ульяновского механического завода № 2 (читайте здесь). Сегодня расскажу о последних годах жизни Воронежского экскаваторного завода.

Для начала небольшое вступление.

Предприятие было основано еще до революции. В 1915 году из Риги в Воронеж был эвакуирован машиностроительный завод акционерного общества "Рихард Поле". Промышленный комплекс, построенный в течение трех лет (1915-1917 г.г.) стал крупнейшим в дореволюционном Воронеже. С 1917 года началось производство станков для обработки дерева и кожи, котлов и паровых машин, приборов железнодорожной сигнализации, водоочистителей, железных конструкций и чугунного литья. В годы войны завод имени Коминтерна выпускал реактивные установки БМ-13 – знаменитые "Катюши". С 1947 года предприятие приступило к производству тяжелых механических экскаваторов с дизельным и электрическим приводом. В последующие годы завод освоил выпуск гусеничных кранов, роторных экскаваторов и землеройно-фрезерных машин. В 1974 году завод начал производство гидравлических экскаваторов пятой и шестой размерных групп. Незадолго до развала СССР Воронежский экскаваторный завод выпускал в год более 1000 экскаваторов, преимущественно модели пятой размерной группы.

Механические экскаваторы Э-2503 родом из СССР
Механические экскаваторы Э-2503 родом из СССР

В постсоветскую эпоху Воронежский экскаваторный завод вступил с двумя серийными базовыми моделями гидравлических полноповоротных экскаваторов: 39-тонным ЭО-5124 пятой размерной группы и 61-тонным ЭО-6123А-1 шестой размерной группы. Обе машины представляли собой модернизированные варианты машин первого поколения, разработанных в начале 70-х годов. ЭО-6123А-1, в отличие от ЭО-5124, оснащенного двигателем ЯМЗ-238 мощностью 170 л.с., имел электропривод от внешней сети.

Экскаватор ЭО-5124
Экскаватор ЭО-5124
Экскаватор ЭО-6123А-1
Экскаватор ЭО-6123А-1

В 1991 году к производству был принят новый экскаватор 5-й размерной группы – ЭО-5221. От ЭО-5124 его отличал уширенно-удлиненный гусеничный ход и более высокая масса – 42 т. Машина получила новый дизайн и более эргономичную кабину машиниста. Кроме того, был усовершенствован ряд систем и механизмов, что позволило увеличить надежность и снизить затраты на техобслуживание. Силовой агрегат и параметры копания остались те же, что и у ЭО-5124. Серийное производство этой модели было налажено уже в постсоветский период, выпуск продолжался до конца 1990-х.

Экскаватор ЭО-5221
Экскаватор ЭО-5221

В середине 1990-х годов модернизации подвергся экскаватор ЭО-5124, взамен его в серию пошел ЭО-5124А. На нем применили тутаевский дизель ТМЗ-8484-10 и поворотную платформу от ЭО-5221, внесли изменения в гидросхему, органы управления, ходовую часть, привод ОПУ, что повысило надежность машины, сделало более комфортным управление. ЭО-5124А выпускался до начала 2000-х годов.

Еще одна разработка первой половины 1990-х - гусеничный экскаватор ЭО-5126 – была выполнена совместно с Уралвагонзаводом, который в ходе конверсии взялся за освоение строительной техники. Модель ЭО-5126 имела широкую унификацию с ЭО-5221, но весила на 10 т меньше. При этом, параметры копания лишь незначительно уступали более тяжелой машине.

В начале 1990-х 6-я размерная группа воронежских экскаваторов пополнилась новой моделью ЭО-6124. Принципиальное отличие новинки от ЭО-6123А-1 – привод от дизельного двигателя мощностью 350 л.с. Однако производство экскаваторов 6-й размерной группы в 1990-х сошло на нет.

Несмотря на создание новых моделей экскаваторов, а также расширения номенклатуры за счет мини-погрузчиков с бортовым поворотом, переход в рыночную экономику для Воронежского экскаватора оказался очень тяжелым. К концу 1990-х объемы производства упали более, чем в 10 раз. Если в 1990 году было изготовлено 1011 экскаваторов, то в 1998-м только 95, а годом ранее вообще 61.

Мини-погрузчик СММ-750
Мини-погрузчик СММ-750

На рубеже 1990-2000-х предприятие обновило модельный ряд, на смену ЭО-5124А, ЭО-5221 и ЭО-5226 пришли новые гусеничные экскаваторы – 39-тонный ЭО-5225 и 30-тонный ВЭКС 30L. Кроме того, линейку пополнила 20-тонная колесная машина ВЭКС-20К. Экскаватор ЭО-5225 комплектовался двигателем ЯМЗ-238Б, а более легкие модели – ЯМЗ-236, на всей технике устанавливалось гидрооборудование Bosch Rexroth и другие импортные компоненты.

Наиболее массовой моделью был ЭО-5225, а вот ВЭКС 30L и ВЭКС-20К выпускались фактически единично. На базе колесного экскаватора была разработана модификация с телескопическим оборудованием, однако она в серию не пошла.

Экскаватор ВЭКС 30L
Экскаватор ВЭКС 30L
Экскаватор ВЭКС-20К
Экскаватор ВЭКС-20К

Строительный бум, набиравший обороты к середине 2000-х годов, дал отечественным производителям строительной и дорожной техники шанс на выживание. Некоторым удалось не только выжить, но и нарастить свой потенциал. Но это было не про Воронежский экскаваторный завод. Периодически менявшиеся собственники не горели желанием вкладывать средства в развитие предприятия, в совершенствование технологий, улучшение потребительских свойств выпускаемой техники. Да и основная модель ЭО-5225 массой 39 т не являлась широко востребованным типоразмером экскаваторов на рынке. Самыми распространенными в строительстве были экскаваторы массой 20-25 т. Воронежский ЭО-5225 зачастую применялся на предприятиях стройиндустрии при добыче нерудных материалов, то есть далеко не в самом массовом сегменте потребления.

Экскаватор ЭО-5225
Экскаватор ЭО-5225

В 2000-е годы Воронежский экскаваторный завод, получивший в 2001 году новое название – "Воронежский экскаватор" ("ВЭКС"), переживал нелегкие времена. И если в начале 2000-х предприятию еще удавалось собирать более 100 экскаваторов в год, то дальше было только хуже – объемы неуклонно падали, выпуск не превышал нескольких десятков машин в год, а в 2006 году завод сделал всего 9 экскаваторов.

В 2005 году в отношении предприятия была инициирована процедура банкротства и введено внешнее управление. Имущество продавалось "с молотка", при этом по состоянию на начало 2006 года "ВЭКС" имел долги по зарплате за пять месяцев около 30 миллионов рублей, плюс общий долг кредиторам 270 млн рублей. Работники предприятия устраивали забастовки и голодовки. По сообщениям местных СМИ, прокуратура возбудила уголовное дело по факту невыплаты зарплаты, а следственный комитет МВД РФ затеял расследование о преднамеренном банкротстве ВЭКС, фигурантом которого стал экс-гендиректор завода Илья Бельтюков. Также прокуратура возбудила уголовное дело против бывшего и.о. гендиректора ВЭКС Николая Ельшина по статье "Неправомерные действия при банкротстве". По версии следствия, в 2005 году г-н Ельшин продавал имущество завода по заниженным ценам. Под следствием оказался и владелец "ВЭКС" Вячеслав Грузинов за уклонение от уплаты налогов (уплата НДС в размере 14 млн рублей) в 2001 году.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но вот забрезжил свет в конце тоннеля. В декабре 2006 года на Воронежском экскаваторном заводе началась реализация инвестиционного проекта, за осуществление которого взялся "Кировский завод" при поддержке администрации Воронежской области. Согласно заявленной программе по возрождению предприятия, в течение 3-4 лет производство должно было выйти на объемы 120-150 экскаваторов в год. В рамках реализации проекта было создано дочернее предприятие Кировского завода – ООО "Научно-производственное предприятие "Воронежский завод экскаваторов" (ВЗЭ), которое заключило договор аренды на мощности экскаваторного завода.

В задачи Воронежского завода экскаваторов входило создание конструкторского бюро, осуществление перспективных разработок и освоение новых видов производства. Кроме того, на заводе планировалось провести полную реструктуризацию производства, реформировать систему управления заводом, а также реализовать программу по внедрению современных информационных технологий. В будущем Кировский завод планировал выкупить необходимую для производства собственность завода. Модельный ряд оставался прежний – экскаваторы ЭО-5225, ВЭКС 30L и ВЭКС-20К.

На первом этапе в завод было инвестировано около 100 млн. рублей. Эта сумма была направлена на оплату аренды производственных помещений и оборудования, приобретение материалов и комплектующих, выплату налогов в городской и федеральный бюджеты, ремонт производственных помещений и запуск оборудования. Персонал предприятия набран из прежних работников завода.

В 2007-м завод стал набирать обороты, выпустив за год 69 экскаваторов. Однако уже в 2008 году объем продукции снизился до 22 единиц. Чистый убыток НПП "ВЗЭ" за 9 месяцев 2008 года составил порядка 77 млн рублей. В 2009 году производство было остановлено, Воронежский завод экскаваторов объявил себя банкротом. Весной 2010 года было введено конкурсное производство.

В настоящее время на территории завода часть помещений занята арендаторами, часть цехов заброшена, часть снесена. В 2019 году по распоряжению мэра Воронежа В. Кстенина началась подготовка к реновации территории бывшего завода общей площадью около 45 га.

Напоминанием о том, что здесь был экскаваторный завод служит световая инсталляция, расположенная напротив бывшего заводоуправления
Напоминанием о том, что здесь был экскаваторный завод служит световая инсталляция, расположенная напротив бывшего заводоуправления

Как обстояли дела с производством строительно-дорожной техники в России в 2021 году. Показываю статистику (читайте здесь)

Поделитесь своим мнением об отечественном машиностроении.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

#ссср #экскаватор #завод #техника #машина #строительная техника #строительство #производство #воронеж #промышленность