В мире широко известны имена современных российских хореографов Алексея Ратманского и Бориса Эйфмана. Однако есть и более молодое, но уже многообещающее поколение балетмейстеров, за творчеством которых стоит следить. О них рассказывает эксперт IngoDance Анастасия Исаева.
Вячеслав Самодуров
Воспитанник петербургской балетной школы танцевал на главных сценах мира, а в 2006 году начал карьеру хореографа. Сегодня Самодуров — художественный руководитель «Урал Опера Балет». Его постановки отличаются яркой индивидуальностью, которая проявляется с первых pas, в оформлении каждой сцены и детальной проработке нюансов. Известный критик и балетовед Вадим Гаевский в журнале «Экран и сцена» писал:
«Главное событие — сам балетмейстер Вячеслав Самодуров, обнаруживший вроде бы обязательный, а на самом деле весьма редкий дар — умение мыслить в танце и танцем, создавать и очень простые, и очень сложные танцевальные ансамбли».
Увидеть работу Вячеслава можно будет и в Большом театре: летом здесь состоится премьера постановки «Танцемания».
Юрий Смекалов
Солист Мариинского театра, хореограф и обладатель престижной премии «Золотая маска» продолжительное время работал в театре Бориса Эйфмана. Этим фактом объясняется некоторая схожесть используемого им пластического языка: в его постановках присутствуют неординарность поз, переплетение танцевальных комбинаций и красота дуэтных поддержек.
Смекалов ставил свои балеты на сцене Мариинского театра и Самарского театра оперы и балета. В своей работе он вышел за рамки деятельности балетного постановщика и вместе с писателем Александром Цыпкиным создал на драматической сцене спектакль «Три товарища». В нем собраны истории реальных артистов, показана закулисная жизнь и разговоры танцовщиков. Сейчас спектакль можно увидеть в Санкт-Петербурге на сцене театра «Приют комедианта».
Удачный опыт сотрудничества Смекалова и Цыпкина продолжился постановкой специально для Владимира Шклярова — премьера «Palimpsest. Заново написанный» прошла в Мариинском театре. Здесь танцевальные pas сочетаются с текстом, что несколько непривычно для балетного зрителя.
Следить за творчеством Юрия Смекалова можно на его сайте.
Владимир Варнава
Танцовщик, хореограф, лауреат премии «Золотая маска» и победитель конкурса молодых хореографов Context, организованного Дианой Вишневой. Как раз после этой победы Владимир получил возможность стажироваться во французской труппе Каролин Карлсон. Он ставил сольные номера для звезд балета. Например, для Светланы Захаровой создал хореографическую композицию «Плюс. Минус. Ноль». Крайне интересна его работа для театра «Современник»: он выступил режиссером-постановщиком и хореографом спектакля «УтроВечер», где солирует вместе с Чулпан Хаматовой.
У Владимира Варнавы есть собственная философия танца, его идеи оригинальны, а пластический язык требует специальных навыков даже от опытных артистов балета. Так, артисты балета Мариинского театра делились в интервью, что перед премьерой спектакля «Бык на крыше» они делали специальные классы для подготовки своего тела к хореографии под руководством Варнавы.
Понравилась статья? Читайте также:
— Топ-5 современных российских балетных фотографов
— 5 идеальных спектаклей для знакомства с современной хореографией