Голливудская актриса немого и звукового кино Джоан Кроуфорд занимает 10-е место в рейтинге ста величайших кинозвезд прошлого столетия. Лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус». Американским институтом киноискусства признана одной из величайших актрис в истории и удостоена почетной таблички на Голливудской аллее славы. В 1930-е годы по популярности соперничала с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо. На протяжении своей актерской карьеры Кроуфорд была одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда. Но этот кинематографический образ десятки лет скрывал от публики женщину, страдавшую пограничным расстройством личности.
Свидетельства о рождении Люсиль Фэй Лесюр не существует. Большинство считает ее днем рождения 23 марта, но неизвестно какого года. Сама Кроуфорд утверждала, что родилась в 1908 году, но годом ее рождения принято считать 1904 год. Родилась Люсиль в Сан-Антонио, штат Техас.
Родители Люсиль, отец Томас Лесюр, работник прачечной, а мать, Анна Белл Джонсон, развелись предположительно до ее рождения. У Люсиль были старшие сестра Дэйзи и брат Гэл Хэйс. Когда Люсиль было 10 месяцев, они переехали в Лоутон, штат Оклахома, где мать вышла замуж за Генри Дж. Кассина, управляющего театром оперы, что позволило девочке много времени проводить за кулисами, наблюдая за работой артистов. Именно он привил девочке любовь к сцене и актерскому мастерству.
Люсиль мечтала стать профессиональной танцовщицей и усердно занималась в танцевальной студии, не пропускала и танцевальные конкурсы. Как-то в надежде пропустить урок игры на фортепиано, она спрыгнула с крыльца своего дома и порезала ногу разбитой бутылкой из-под молока, ногу прооперировали три раза и в последствии около года училась заново ходить. Но это не помешало ей вновь заняться танцами.
В 1916 году Генри Кассин был обвинен в растрате и занесен в черный список в Лоутоне, хотя и оправдан в суде. Семья переехала в Канзас-Сити, штат Миссури, где Анна и Генри стали управлять дешевым отелем. Там Люсиль, после краткого обучения в общественной начальной школе, была отправлена в католическую школу-интернат Святой Агнессы.
После развода с отчимом Генри, мать пошла работать в прачечную. Еле сводя концы с концами, не имея возможности оплачивать обучение Люсиль она договорилась с дирекцией, чтобы Люсиль отрабатывала плату за учение работой. Последующие годы она провела за тем, что готовила и убирала, на учебу времени почти не оставалось. Образование Люсиль ограничилось начальной школой.
Люсиль долгое время считала Генри Кассина биологическим отцом, он оставил ей ее первый псевдоним - Билли Кассин.
В 1923 году Люсиль выиграла любительский конкурс эстрадных танцев в Канзас Сити и получила приглашение отправиться в турне по клубам Чикаго, Детройта и Нью-Йорка. Люсиль бросила обучение в Стивенс Колледж, в который она поступила в 1920 году, чтобы танцевать на сцене. Работая в Чикаго стриптизершей, она знала, как завести зрителей и как не дать им остыть. После выступления девушки поступали в распоряжение клиентов. Люсиль заразилась венерической болезнью и впервые сделала подпольный аборт. Она пользовалась успехом и на сцене выглядела соблазнительно, меняла любовников еще быстрее, чем раньше. Люсиль осыпали драгоценностями как из рога изобилия, ужинам с приставаниями не было конца.
В 1924 году Люсиль заметил Гарри Раф, продюсер «Metro-Goldwyn-Mayer» и предложил первую пробную роль, а затем контракт. Потенциал Люсиль Лесюр или Билли Кассин разглядел и глава «Metro-Goldwyn-Mayer» Луис Барт Майер, но не под этими именами. Был организован публичный конкурс на создание актерского псевдонима с наградой в 1000 долларов. Победил псевдоним «Джоан Кроуфорд», который, удовлетворил всех, кроме самой актрисы, у нее была ассоциация псевдонима с речными раками (англ.: crawfish).
В пробной роли в кинокартине «Красавицы» ей пригодились ее танцевальные навыки, как впрочем и в других фильмах. Поначалу роли были незначительными, даже не указывалась фамилия в титрах, в конечном счете она стала ведущей актрисой кинокомпании «Metro-Goldwyn-Mayer». Благодаря Луису Майеру Джоан получила главную роль в «Старой одежде» 1925 года. После исполнения главной роли в драме «Наши танцующие дочери» 1928 года она получила статус голливудской «флэпперки».
Переход к звуковому кино для Джоан прошел без проблем, в отличие от многих актрис немого кино, также ей пригодились ее вокальные данные: она сама исполняла песни в фильмах. Кроуфорд сыграла свою первую роль в звуке, в картине «Недотрога» в 1929 году.
Рост Джоан составлял не более 160 см, но на экране это практически незаметно, весила актриса 51 кг. Рыжий цвет волос появился благодаря одной из ролей. Кроуфорд крайне редко видели «в цвете», она снималась в основном в черно-белом кино, вплоть до 1953 года.
Джоан Кроуфорд стала одной из самых известных актрис в мире. В тридцатых годах о ней писали и говорили, но не всегда хорошо, создавая и поддерживая имидж ненасытной хищницы. Ходили слухи, что Кроуфорд пробилась к славе через постель, получая таким образом хорошие роли. А также порой принимала участие в откровенных фильмах.
Когда Джоан поняла, что для студии она представляет ценность, ворвалась в кабинет Майера и заявила, что видела дом, который желает приобрести. Изнутри заперли дверь кабинета, были отменены звонки и посещения, глава компании погрузился в изучение проблемы. Через полчаса он вышел и дал распоряжение секретарю выписать чек на 18 тысяч долларов, потому, как исполнительница главных ролей должна иметь жилье, соответствующее ее статусу.
Актриса всегда старалась выглядеть безупречно: отрепетировала статную осанку, тщательно укладывала волосы, которые для блеска мыла шампунем с добавлением рома и яиц, а свои веснушки тщательно скрывала под слоем косметики, которые со временем исчезли. Некоторые утверждали, что Джоан даже закапывала в глаза легкий раствор борной кислоты, чтобы сделать их более яркими и мерцающими.
Кроуфорд написала в книге «Мой образ жизни», опубликованной в начале 70-х годов, с возрастом у нее появился страх «стать похожей на школьную учительницу с лицом, сморщенным, как чернослив». Одержимая страхом увядания своей красоты, актриса пыталась уберечь свою внешность от воздействия времени. Процедура, которую она проделывала по нескольку раз в день: протирала лицо горячей водой, а затем опускала его в воду с кубиками льда. Руки, от ладоней до локтей часто растирала лимоном, она верила в его целебные свойства.
Она никогда не скрывала, что делала подтяжку и блефаропластику. Бьюти-манипуляции обошлись ей в 10 тысяч долларов. Также она вспоминала, как просыпалась посреди ночи и подходила к зеркалу.
«Думаю, что мне доставались хорошие роли из-за привлекательной внешности, а не моих выдающихся актерских способностей. Люди не хотят видеть, как красивая молодая женщина стареет», - утверждала Джоан. На все вопросы по поводу операции, сделанной в 1953 году, Джоан Кроуфорд отвечала: «Лицо и грудь новые, только задница та же!»
Личная жизнь Джоан Кроуфорд полна тайн и секретов. В 1924-м Джоан Кроуфорд вышла замуж за музыканта Джеймса Велтона. Об этом браке она никогда не упоминала, он остался загадкой для всех, скорее он был неофициальным.
Несмотря на то, что у нее было четыре официальных мужа: актеры Дуглас Фэрбенкс-младший 1929-1933гг., Франшо Тоун 1935-1939гг., Филипп Терри 1942-1946гг., и президент компании «Pepsi-Cola» Альфред Стил 1956-1959гг., у нее было множество любовников. Голливудский секс-символ 20-го века, смазливый красавчик Кларк Гейбл, тоже оказался под действие ее чар. У них был продолжительный бурный роман, пока дирекция кинокомпании не пригрозила расторжением контракта. Уолт Дисней рассмотрел в ней некую «темную сущность» и в 1937 году он сделал образ актрисы прототипом Злой королевы в мультфильме «Белоснежка и семь гномов».
Вместе с Кларком Гейблом она снялась в восьми фильмах, поговаривали, что у них был роман на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые утверждают, что именно это стало причиной ее развода с Дугласом Фэрбенксом-младшим. Гейбл и Кроуфорд были близкими друзьями. Когда в 1942 году в авиакатастрофе во время тура по сбору средств в помощь армии погибла Кэрол Ломбард, жена Кларка Гейбла, Кроуфорд взяла на себя ее запланированную роль в фильме «Они все целовали невесту». Свой гонорар Джоан Кроуфорд полностью перечислила американскому «Красному Кресту» и уволила своего агента за то, что тот удержал из этой суммы оговоренные контрактом 10 %.
Джоан Кроуфорд удочерила трех девочек: Кристину и близняшек Кэти и Сидни, как мать-одиночка, в то время это было запрещено в Калифорнии. При помощи нелегальных посредников она вместе со старшей дочерью Кристиной, поехала сначала в Нью-Йорк, после в Неваду, для легализации усыновления. У Джоан также был усыновленный во время брака с Филиппом Терри мальчик. Некоторое время у мальчика было имя Филлип Терри II, но после развода его изменили на Кристофер Кроуфорд.
Весь Голливуд знал о вздорном характере Кроуфорд. Соперницы вдоволь наслушались от нее язвительных колкостей в свой адрес. О Мэрилин Монро она говорила: «Это самое шокирующее проявление безвкусицы, которое я когда-либо видела. Смотрите: с моей грудью все в порядке, но я не сую ее под нос всем подряд». Также пренебрежительно она относилась к Элизабет Тейлор, а Джуди Гарленд называла «испорченным и самовлюбленным ребенком».
«ДЖОАН КРОУФОРД - КОРОЛЕВА ИЛИ ТИРАН?» - гласил заголовок статьи в газете «Лос-Анджелес таймс», написанной репортером Роби Хердом на основе ее интервью и многочисленных опросов людей, которые хорошо знали Джоан. Все, включая ее мать Анну Лесюр, говорили, что Джоан во всем добивается своего. Что на пути к вершине она в состоянии идти по головам. Известная актриса Мерседес МакКембридж признавалась: «За годы пребывания на голливудском Олимпе, она приобрела такую власть, что ее опасались не только коллеги-актеры, но и директора студий. Она готова уничтожить тех, кто ей противостоит».
После разрыва контракта с «Metro-Goldwyn-Mayer» Джоан Кроуфорд получила главную роль в фильме «Милдред Пирс» компании «Warner Bros.». Режиссер фильма, Майкл Кертис, считался известным тираном. В первый же день съемок он пришел в ярость от подплечников сценического наряда, по словам очевидцев, разорвал платье Джоан в зоне декольте только для того, чтобы обнажить ее широкие плечи. Благодаря именно Кертису Джоан Кроуфорд получила свой «Оскар» за лучшую женскую роль.
Легендарная вражда с актрисой Бетт Дэвис растянулась до конца жизни. Конфликт начался в 30-х годах с того, что Кроуфорд увела жениха из-под носа Дэвис, вспыхнул в очередной раз, когда Кроуфорд подписала контракт с киностудией «Warner Bros.», которую Бетт считала своей территорией. И разгорелся с новой силой в начале 60-х годах, когда обе актрисы, утратив былой блеск и задор, согласились сниматься вместе в психологическом триллере «Что случилось с Бэби Джейн?».
Не переносившие друг друга актрисы очень правдиво сыграли в кино взаимную ненависть двух пожилых сестер. Дэвис была номинирована на Оскар за свою роль и Кроуфорд прокляла всю съемочную группу вместе с режиссером Олдричем. Когда же премия досталась не Бетт, а другой актрисе, «партнерша» от души позлорадствовала.
Последний фильм с участием Джоан Кроуфорд, низкопробный ужастик «Трог», вышел в 1970-м году, после чего актриса еще дважды появлялась в телевизионных проектах. Увидев фото своего публичного выступления, состоявшегося 23 сентября 1974 года в нью-йоркском ресторане в компании подруги Розалинд Расселл, Джоан сказала:
Если я так выгляжу, то вы меня больше не увидите.
Актриса сдержала слово и провела свои последние годы в уединении. В 1972-м году ушла на заслуженную пенсию в своих апартаментах на Манхэттене. Она стала изучать христианскую науку, а по некоторым источникам, даже бросила пить. Именно с верой был связан отказ актрисы от лечения рака поджелудочный железы. К моменту своей смерти от рака поджелудочной железы и острого коронарного тромбоза Джоан Кроуфорд весила всего 32 кг. Умерла 10 мая 1977 года, в возрасте 73 лет. Утром в день смерти она настояла на том, чтобы самой приготовить завтрак для домработницы и поклонника, остановившегося на ночь в ее доме. После этого она вернулась в постель и умерла. Актриса не оставила после себя огромного состояния, но ее близняшки получили 77500 долларов, как и некоторые благотворительные организации. Кристина и Кристофер ничего не получили.
В Голливуде Джоан Кроуфорд не любили за прямоту и резкость высказываний. Через полтора года после смерти Джоан приемная дочь Кристина опубликовала книгу воспоминаний «Дорогая мамочка», в которой нарисовала весьма нелестный портрет Кроуфорд, пытаясь подорвать репутацию матери: она была показана жестоким чудовищем, предпочитающим карьеру, любовников и алкоголь своим детям. Книга вызвала множество споров и стала бестселлером. В 1981 году она была экранизирована. Роль Кроуфорд в фильме исполнила Фэй Данауэй. Но экранную богиню ее масштаба нелегко опорочить. Несмотря на бурные похождения Джоан Кроуфорд, она оставила заметный след в кинематографе Голливуда. Джоан снялась почти в 100 фильмах.
Продюсерские работы Джоан Кроуфорд:
- «Внезапный страх» (Sudden Fear), 1952 год
- «История Эстер Костелло» (Story of Esther Costello, The), 1957 год
- «Делла» (Della), 1964 год
Интересные факты:
- Кроуфорд считала себя обязанной лично отвечать на все полученные ею письма от поклонников, отправляя каждому автограф. Это занятие на протяжении многих лет занимало большую часть ее свободного времени. Исключение было сделано только для ее бывших одноклассников по Стивенс Колледжу, которые третировали ее во время учебы.
- У Кроуфорд была мания чистоты. Она мыла руки каждые 10 минут и ходила по дому за гостями, протирая фланелью те места, к которым они прикасались; курила сигареты только из открытой ею самой пачки и только при условии, что из этой пачки брала сигареты только она. Во всех отелях, где она останавливалась, даже в самых роскошных, она сама чистила ванну, прежде чем купаться. Узнав, что сантехник, установив унитаз в ее новом доме, воспользовался им по назначению, она потребовала немедленно заменить не только сам унитаз, но и все канализационные трубы.
Афоризмы от Джоан Кроуфорд:
- Любовь – огонь, но ты никогда не знаешь, что он сотворит: то ли обогреет твое сердце, то ли сожжет дотла твой дом.
- Обрести любовь и быть любимой - все равно, что попасть в рай.
- Хороший брак многому учит.
- В сексе не берешь, а даешь.
Если статья вам понравилась, буду благодарна, если вы поставите лайк. Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на канал, это позволит вам не пропустить новые и интересные статьи.
Возможно вам понравиться:
Клара Боу: непростая жизнь звезды золотого Голливуда
Лана Тернер: дива старого Голливуда сводила с ума миллионы мужчин, но так и не нашла счастье ни в одном из 7 мужей
Джейн Мэнсфилд: главная соперница Мэрилин Монро, мать пятерых детей, сатанистка и страшная смерть