Любая война – это катастрофа, которая несёт за собой самые разные потери. Люди чтят память погибших во время прихода одного из всадников Апокалипсиса, но мало кто хотя бы обсуждает другие последствия милитаристического ужаса. Сказать, что они ужасны – ничего не сказать.
Во время боевых действий происходит неминуемое отравление воздуха, воды и почвы. Военная техника вместе с топливом тонет в морях и водоёмах, а также источает в разы большее количество выхлопных газов по сравнению с гражданской. Во взрывчатке и боеприпасах содержатся вредные вещества, которые вместе с используемыми ядовитыми газами и гербицидами надолго загрязняют землю. Всё это губит сложившуюся в местности экосистему.
Военные сражения забирают жизни животных и растений. Их никто не считает. Деревья гибнут от снарядов или пожаров, которые часто следуют за битвами. Лесной огонь может уничтожить десятки и сотни гектаров леса, ведь его некому тушить – пока люди стреляют друг в друга, до природы нет дела. А если одна из воюющих сторон использует тактику «выжженной земли», бороться со стихией специально никому не дадут. И солдатам неважно, горит уникальная природная территория с краснокнижными растениями и животными или обычный лес.
Помимо лесных пожаров, звери умирают от пуль, гранат или мин. Водоплавающих и других обитателей водных объектов истребляют взрывные волны от снарядов. Животные также погибают от горюче-смазочных материалов, которые попадают в водоёмы вместе с техникой и отравляют среду обитания. Всё это уходит даже не на второй или третий план, а просто перестаёт иметь всякое значение.
Экономические последствия войны перечёркивают все планы на восстановление экологии в мирное время. Ведь средства на какие бы то ни было экологические проекты будут перенаправлены на реконструкцию разрушенных городов. К тому же история показывает, что быстрое воссоздание хозяйства требует нерационального использования природных ресурсов: леса рубят без высадки, ископаемые добывают открытым способом, а загрязнение вод промышленными стоками вообще никого не волнует.
Человечек, окунувшийся в хаос войны, начинает очень быстро и бездумно уничтожать всё на своём пути. Он забывает, что построить куда сложнее, чем сломать, и тем более родить – нежели убить. Сколько ещё нам нужно эволюционировать, чтобы избавиться от инстинкта истреблять себе подобных? Способен ли наш вид жить в мире и согласии? Что нам для этого нужно?