Вступление
Если вы работали в педагогике то, скорее всего, слышали про вопрос - так называемой «переподготовки тренеров-преподавателей».
Суть в том, что все кто работает в системе образования (дополнительного образования, дошкольного образования) обязаны иметь высшее педагогическое образование либо пройти так называемую «переподготовку тренеров-преподавателей», либо иметь средне-профессиональное образование. Можно предположить, что правительство РФ хочет, чтобы с детьми работали только те, у кого есть педагогическое образование, либо те, у кого есть высшие образование по любой специальности + курсы так называемой «переподготовки тренеров-преподавателей».
Приказ по этому вопросу был издан в 2010 году министром здравоохранения и социального развития Т. Голиковой. Нас интересует раздел «Преподаватель». Раздел содержит список должностных обязанностей, список необходимых знаний и требования к квалификации.
-----------------------------------------------
Раздел 1. Давайте разбираться с этим вопросом
1) С педагогическим образованием. Все кто получил педагогическое образование - могут работать в сфере педагогики.
2) С высшим образованием в любой сфере. Те, кто имеет высшее образование в любой сфере, могут пройти так называемую «переподготовку тренеров-преподавателей» и получить возможность работать в детских учреждениях. Что такое так называемая «переподготовка тренеров-преподавателей»?!
«Переподготовка тренеров-преподавателей» - цикл занятий (курс), включающий в себя следующие направления: нормативный правовой раздел, психолого-педагогический раздел, раздел специальных дисциплин.
Наименование дисциплин:
1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Цели и задачи в системе образования в соответствии с требованиями ФГОС
2. Педагогика
3. Общая психология
4. Возрастная психология
5. Основы спортивной психологии
6. Теория и методика физической культуры
7. Биомеханика физических упражнений. Спортивная гигиена
8. Организация эффективного отбора спортсменов. Подготовка к соревновательному процессу
9. Комплексная организация тренировочного процесса
10. Технологии и методики обучения базовым (циклическим) видам спорта
11. Технологии и методики обучения базовым (ациклическим) видам спорта
12. Основы и способы оказания первой помощи
13. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Цикл рассчитан на 550 академических часов или на 21 неделю. То есть, имея высшее образование, вы сможете изучать эти дисциплины. На базе 11 классов вы не сможете изучать эти дисциплины.
Рассмотрим пример: Человек закончил строительный институт, он знает, как строить дома – ему можно изучать предметы, направленные на образование в сфере «педагогика», а человек, закончивший 11 классов не может изучать перечисленные дисциплины. Странно! Не правда ли?!
Если строителю, медику, юристу, конструктору и другим лицам, имеющим высшее образование в любой сфере, можно переобучиться на педагога за 21 неделю, то возникает вопрос: почему в педагогических институтах этому учат пять лет? На педагога учатся пять лет, три из которых по своей будущей специальности. Если у человека есть высшее образование в любой сфере, то он может получить второе высшее образование и срок обучения составит три года. Исходя из этого, делаю вывод, что переобучение 21 неделю это просто курсы, а не второе высшее образование. А курсы равные по сроку обучения 21 неделю можно пройти и на базе 11 классов.
3) Получить педагогическое образование
Самый быстрый вариант получить педагогическое образование – пойти в педагогический колледж на специальность «Педагог дополнительного образования» и иметь средне-профессиональное педагогическое образование. Что именно там изучают?!
- основы философии
- психология общения
- история
- иностранный язык
- физическая культура
- Русский язык и культура речи
- литература
- МХК
- математика
- информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- педагогика
- психология
- возрастная анатомия
- физиология и гигиена
- правовое обеспечение профессиональной деятельности
- дополнительное образование детей: история и современность
- безопасность жизнедеятельности
- музыка
- ритмика
- основы специальной педагогики и специальной психологии
- педагогическое мастерство
- основы предпринимательства и управления в образовании
- петербурговедение с практикумом
- методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
- подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
- методика организации досуговых мероприятий
- теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования
- организационно-педагогическое обеспечение взаимодействия педагога дополнительного образования с обучающимися, представителями профессионального сообщества и родителями
- методика организации и сопровождения деятельности детского коллектива в ДОЛ
Важно обратить внимание на некоторые пункты:
- Русский язык и культуру речи изучают два семестра из шести, а иностранный язык шесть семестров из шести. Получается, что тренер-преподаватель будет проводить занятия по шахматам на иностранном языке?
- Чтобы поступить на эту специальность не обязательно владеть какими-то навыками для провидения занятий в детском кружке или секции, например шахматы.
- Один из предметов звучит так «правовое обеспечение профессиональной деятельности». В моём случаи профессиональная деятельность это тренер-преподаватель по шахматам. Не совсем понятно как будет преподаваться этот предмет, если шахматы как игра или предмет обучения вообще ни как не затрагивается.
-----------------------------------------------
Раздел 2. Давайте вернёмся к приказу Т. Голиковой.
1) Коротко о должностных обязанностях: проводить обучение в соответствии с программой, следить за успеваемостью ребенка, соблюдать правила по пожарной безопасности и т.д.
2) Должен знать (коротко): направления развития образовательной системы, законы и правовые акты, конвенция о правах ребёнка и т.д.
3) Требования к квалификации (полностью): Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Требования к квалификации нужно изучить подробнее. Что такое «Образование и педагогика»? «Образование и педагогика» - перечень наук либо образовательных программ соответствующим специальностям. Например: химия-учитель химии; География-учитель географии; музыкальное образование-учитель музыки. Шахмат среди них нет. Значит «Образование и педагогика» нам не подходит.
Область соответствующая преподаваемому предмету. Здесь вообще не понятно. Написано «или в области, соответствующей преподаваемому предмету». В требовании к квалификации не указано, что должно быть высшее образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, т.е. по шахматам. А даже, если предполагается высшее образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, т.е. высшее образование по шахматам, то могу сказать, что высшее образование по шахматам в РФ не припадают!
Вывод: пункт «Требования к квалификации» является глупым, и выполнить его при всём желании не возможно! Что хотела сказать этим Т. Голикова не совсем понятно.
Хочу заметить, что Т. Голикова по образованию экономист. Как человек, не разбирающийся в педагогике, отдаёт приказы по изменению правил преподавания педагогики? Прочитав её приказ, приходишь к мысли: «в педагогике могут работать только люди с педагогическим образованием – так сказал экономист».