Начнем с официоза: Росавиация запретила британским самолетам использовать воздушное пространство России, в том числе для транзитных полетов. Об этом сообщили РБК в пресс-службе ведомства. Ограничение вступило в силу с 11:00 мск 25 февраля.
"Введено ограничение на использование воздушного пространства Российской Федерации для полетов воздушных судов, принадлежащих, взятых в аренду или находящихся в эксплуатации у лица, связанного с Великобританией или зарегистрированных в Великобритании".
Здравствуйте, искренне поздравляем Ее Величество с новой вехой в отношениях с Российской Федерацией - теперь британским самолетам придется летать в Юго-Восточную Азию через Атлантику, Соединенные пока Штаты и Тихий океан.
Понятно, что подданные Ее Величества пересядут на борты других авиакомпаний из более умных стран - нас же интересуют прямые экономические последствия санкций, введенных против нас Британией. Последствия для Британии, конечно.
Итак, в Соединенном пока Королевстве зарегистрировано двадцать три действующих авиакомпании. Крупнейшие из них - British Airways, EasyJet, Virgin Atlantic, bmi, Monarch Airlines. Практически все они летают по международным маршрутам, проложенным над территорией России - и основной пассажиропоток из Лондона и других городов Британии в восточном направлении приходится на Китай, Японию и Южную Корею.
Короче говоря, британцы очень неплохо зарабатывали на восточном пассажиропотоке. Для понимания - на полеты в эти три страны приходилось не менее 40% выручки британских авиаперевозчиков, ибо Дальний Восток все-таки мировая производственная площадка. Но тут тоже есть свои нюансы и нам стоит обратить особое внимание на этот вот отрывочек из официального отлупа Росавиации:
"...ограничение на использование воздушного пространства Российской Федерации для полетов воздушных судов, принадлежащих, взятых в аренду или находящихся в эксплуатации у лица, связанного с Великобританией или зарегистрированных в Великобритании".
Это очень удобная формулировка. Очень. К примеру, для лизинговых компаний в Британии, коих там огромное количество - а я напомню, что до полного погашения лизинговых платежей авиалайнер считается собственностью лизинговой компании. Замечу - британской лизинговой компании. Любой.
Суть в том, что во многих авиакомпаниях мира лайнеров в лизинге до 90% - и тут Росавиация может развернуться во всю ширь. Избирательность в таком подходе - наше все. К примеру, мы и не подумаем ограничивать полеты авиакомпаний из нейтральных стран, а вот наши европейские "партнеры" вполне могут ощутить всю прелесть этого запрета.
Росавиация такая: "Извините, мы не можем допустить полеты некоторых лайнеров Люфтганзы, Эйр Франс и КЛМ над нашей территорией, нам тиран запретил. Покупайте самолеты только у проверенных поставщиков!"
Люфтганза и Эйр Франс хором: "Э, а нас-то за шо?"
Росавиация: "За беспорядочные экономические связи! Напоминаем: покупайте самолеты только у проверенных лизинговых компаний! За справками обращаться в Росавиацию, в порядке живой очереди!"
Но пассажиры - это только полдела. Грузы, дипломатическая почта, доставка товаров и компонентов первой необходимости (тех же прекурсоров из Китая) - это тоже авиация.
Дипломатическая почта Ее Величества в самолете Люфтганзы или КЛМ? Можете себе такое представить? Вот и я не могу.
А дальше, скорее всего, возьмутся за страховщиков. Да, сейчас Ллойд крупнейший страховой оператор на море и в воздухе в мире, но далеко не единственный - и если британцы не поймут более чем прозрачные намеки России, то последуют и дальнейшие шаги. Во всяком случае, страховые компании из других, более вменяемых и умных стран, будут только приветствовать решения Москвы.
Что еще интересно: теперь ведь и в Россию британские лайнеры летать не смогут - а у нас весьма развита маршрутная карта, от Петербурга до Сибири и Дальнего Востока.
Борис наш кудрявый, что там дальше по списку? Разорвать экономику России в клочья, да? Уверены, сэр? А то смотрите, за один Аэрофлот вон уже сколько обратно прилетело.