Так называемое "полочное кино" является одним из самых обсуждаемых и спорных явлений в отечественной истории. С середины 60-х годов на "полку" отправляется ряд фильмов, крайне значимых дли киносообщества. Это явление считается началом эпохи "застоя" в советском кинематографе.
Система "полочного" кинематографа подразумевает под собой механизм, выработанный ещё в сталинскую эпоху, когда полностью отснятый фильм не показывали на экранах страны. Однако этот не просто не показывается на экранах и не становится недоступен зрителю, его фактически удаляют из кинопроцесса. "Полочные" фильмы полностью исчезали из киноистории, а любые свидетельства существования подобного фильма удалялись из открытого доступа и выносились в специальные справочники "закрытого типа". Как отмечает Д. К. Орлов, главный редактор Госкино, на "полку" отправлялись кинофильмы только "в случае полного художественного провала и абсолютной профессиональной никчёмности". Однако, стоит отметить, что существовала определённая градация "запрещённости". Можно выделить два типа "полочных" фильмов:
1. К первому типу запрещённых фильмов относят те, которые запретили сугубо по идеологическим соображениям и не выходили на экраны вплоть до начала Перестройки. Некоторые из этих фильмов были, условно говоря, "уничтожены", так как претерпели сильные изменения из-за бесчисленных поправок, но всё равно не были одобрены.
2. Ко второму типу стоит относить все фильмы, которые были опальными, но всё же их показывали на экранах до начала Перестройки. Сюда стоит отнести фильмы, режиссёры которых оказывали активно сопротивление советской цензуре, но в конечном итоге были вынуждены смириться с ней. В итоге многочисленные правки фильмов являлись главной причиной их вывода на экраны, но часто это уже далеко не та картина, которую изначально снимал режиссер. Порой выход "подправленных" фильмов куда больнее воспринимался режиссёрами, чем сам запрет.
3. К третьему типу "полочного' кино можно отнести те фильмы, которые подверглись сильной критике со стороны официальной печати и в целом столкнулись с препятствиями перед выход на экраны страны. Это весьма спорный тип "полочных" фильмов, так как они не подвергались сильным правкам со стороны системы, но в то же время его будут показывать только на "вторых экранах" - в провинциях, небольших городах. В крупных городах и столице такие фильмы не показывались. Как отмечает Д. К. Орлов, фильмы показывались малым тиражом не из-за того, что он идёт вразрез с идеологией, а потому что он просто "плохой" и что это художественная картина является "неудачной". Подобное случалось с фильмом А. А. Тарковского "Зеркало", который был признан руководством Госкино как "художественная неудача".
4. К последнему, четвёртому типу запрещённых кинофильмов относятся те, что были закрыты и отвергнуты до или во время съёмочной стадии.
Порой власть не могла просто взять и запретить к оплату или даже съёмке определённый фильм. В таком случае фильм получал определённый бюджет и выпускался в ограниченный прокат, но очень быстро с него снимался. Таким образом фильм формально не был запрещён, но из кинопроката он очень быстро удалялся. В случаях, когда фильм был снят в одной из советских республик, то прокат мог быть только в той же республике, где он был снят.
В некоторых случаях, запрещённый фильм могли продать за границу или отправить на зарубежный кинофестиваль, но не выпустить в прокат на территории СССР.
Запрещались к показу фильмы эмигрировавших режиссёров, как например М. Калика, который эмигрировал в Израиль в 1971 году или того же Тарковского, эмигрировавший в Европу в 80-х годах.
Несмотря на то, что феномен "полочного" кинематографа чаще относят к 60-м и последующим годам, первые его проблески начались сразу после октябрьской революции. В тот период жесточайшей цензуре подвергались все фильмы неприемлемые с точки зрения идеологии. Однако в 20-е году запрещено к прокату было всего 16 фильмов. В 30-е годы количества фильмов отправленных на "полку" значительно увеличилось. В этот период было, условно говоря, "личный" контроль вождя на всем советским кинематографом. Каждый более менее серьёзный фильм требовал личного разрешения вождя для выхода на экраны. После смерти И. В. Сталина цензура в кинематографе несколько ослабла и вплоть до середины 60-х годов всего два фильма отправились на "полку" - это фильм "Тугой узел" (1956) М. Швейцера и "Застава Ильича" (1962) М. Хуциева. Тем не менее, оба фильма после поправок были выпущены в прокат.
С 1966 года количество запрещённых фильмов резко увеличивается. Цензуре и запрету подверглись фильмы "Андрей Рублёв" А. А. Тарковского, "Родник для жаждущих" Ю. Г. Ильенко, "Интервенция" Г. И. Полоки и другие. Связано это было с концом хрущёвской оттепели и изменениях в управлении киноотраслью. Хотя полностью контролировать весь кинопроцесс Госкино ещё не могло, из-за сильного увеличения числа выпускаемых фильмов, но контроль на стадии приёма готового фильма был уже очень строг.
В 1969 году выходит постановление ЦК КПСС "О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждение культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара". Из-за этого постановления руководство Кинокомитета и руководители киностудий должны были повысить контроль над производящимися кинофильмами включая и их запуск. В августе 1969 года был издан циркуляр, направленный на усиление контроля над режиссёрским сценарием.
"Разгром" в советском кинематографе 1966-1971 годах очень сильно повлиял на режиссёров и директоров кино-студий, а потому количество фильмов, которые отправлялись на "полку" сильно снизился в период с 1972 по 1986 года. Режиссёры стали делать более угодные партии кинофильмы.
К 1985 году цензура в кинематографе была ослаблена, а потому часть опальных картин смогла выйти в свет, как например фильм "Проверка на дорогах", которая находилась в опале 14 лет.
Однако, за весь период существования цензуры в кинематографе доля опальных фильмов было относительно небольшой на фоне общего числа выпускаемых картин. Тем не менее, многие из "полочных" фильмов были более значимые, чем те, что сделаны под "диктовку" партии.
А что по этой теме думаете Вы?
Пишите своё мнение в комментариях!