Дорогие читатели! Весьма часто в суете и усталости из-за серых будней можно не сдержаться, сказав собеседнику что-то резкое. Вроде бы и не было желания спорить, злословить, но вот поди ж ты, не получилось удержаться. Давайте рассмотрим простейшие методы, помогающие конструктивному ведению диалога.
Как бы мы ни были возбуждены или раздражены, начало любого диалога лучше всего сделать, по возможности, нейтральным. Нежелательно начинать диалог с претензий в адрес собеседника, но именно так часто и начинаются ссоры.
- Вечно ты повторяешь одни и те же ошибки!
- Сколько раз тебе говорить: не бросай свои вещи, это неправильно!
- Тебе, конечно, наплевать, когда я так нервничаю из-за тебя!
4. Почему ты позволяешь себе перерекаться cо мной?
Любое неудовольствие в таком контексте будет восприниматься острее, агрессивнее. Собеседник будет уверен, что его резко критикуют, обвиняют во всех смертных грехах, даже специально хотят обличить в чем-либо. Ты-сообщение - это речевой прием, где всегда используются слова ты, тебе, тебя.
Гораздо лучше начать разговор с другого речевого приема - Я-сообщения, в котором используются слова я, мне, меня. Перестраивая начало разговора с Ты-сообщения на Я-сообщение, всегда можно смягчить нежелательное напряжение, уйти от конфликта. Собеседник будет лишен необходимости защищаться и оправдываться.
Как же надо воспользоваться техникой Я-сообщения? Лучше всего сразу указать на то, что в данной ситуации вас не устраивает. Например,
- Любое опоздание для меня немыслимо.
- Я не переношу, когда вещи разбросаны по всей квартире.
В Я-сообщении правильным будет указать свою эмоциональную реакцию на недолжное поведение: объяснить, что вам приходится нервничать, переживать, волноваться, находиться в расстроенных чувствах. Можно также объяснить, как это может отражаться и на окружающих. Например, в случае опоздания коллеги приходится бросать ранее начатое дело и ожидать встречи с опаздывающим.
В Я-сообщении должен быть также задан образец того, что вы хотели бы видеть и воспринимать как правильное, нужное. Например, опаздывающего человека просят ставить в известность, если он не может прийти вовремя. А члена семьи, любящего разбрасывать вещи, просят собрать их и положить на нужную полку.
Чем чаще вы будете применять Я-сообщения, тем легче у вас будет получаться уходить от спора в сторону равноправного конструктивного диалога. Жизнь будет радостнее!