Найти тему
Я фотограф

15 говорящих рисунков о том, что такое на самом деле Победа / Я фотограф

Оглавление

Я все чаще убеждаюсь, что самое плохое живое существо на планете Земля – это человек. Что бы он ни старался делать, у него в подавляющем большинстве случаев выходит не так, как надо. Зачастую многие цели человека направлены на разрушение, а не созидание. Вырубка лесов вместо их посадок. Добыча природных ископаемых вместо развития альтернативной энергетики, которая не губит природу. Проявление военной силы развитого общества в отношении малого вместо простого общения в форме диалога или дискуссии сторон.

Во всём этом страдают всё и все. Страдает природа, страдают животные, страдают птицы, страдает морская живность, страдают растения, но в первую очередь страдает сам человек. Сколько раз за все триста тысяч лет, что живет человек на Земле, были случаи, когда на все свои действия он получал жесткий и хлесткий ответ?! А сколько еще раз ему придется получить? Антропологи явно ошиблись, назвав современного человека «Homo sapiens». Очень сомнительно носить такой статус, как «Человек разумный».

Планета Земля по сути своей агрессивная среда обитания для любого живого существа. Всем приходится бороться за выживание в той или иной степени, и перед каждым стоит свой вызов в жизни. В животном мире существует пищевая цепь. В растительном – превалирует естественный отбор. В природе свои порядки в виде мирового круговорота воды, извержений вулканов и землетрясений. Человек, будучи гибким за счет развития головного мозга смог лучше всех адаптироваться ко многим ситуациям, происходящим на планете. Эволюция помогла ему развиться так, как никакое другое существо на Земле. За это следует сказать спасибо.

Вместе с тем, развитие головного мозга на сегодня крайне скудно, ибо рептильная часть его влияет на многие сферы жизнедеятельности. Вследствие этого человеком движут только три мотива:

  • Еда
  • Размножение
  • Доминантность

99% всех действий человека можно отнести к одному или сразу к трем этим мотивам. Больше нет никаких мотивов, которые побуждают человека совершать те телодвижения, которые он делает через лень. 1% - остается за гениями, у них другие задачи.

С давних времен представители человечества боролись друг с другом. Оно и не удивительно, ведь при всей показушности своей силы над менее развитыми существами, они с треском проигрывают как растительному миру, так и животному, потому что за ними стоит матушка природа. Ее одолеть не может ни один человек. Победы местами могут быть, но рано или поздно последует обязательный ответ в десятки раз сильнее. Здесь есть положительный результат. Понадобилось меньше ста лет, прежде чем человек понял, какой непоправимый ущерб он наносит окружающей среде. С переменным успехом некоторые сообщества в разных точках планеты взялись восстанавливать экологический баланс.

К сожалению, такого не наблюдается между самими людьми. На дворе 2022 год. XXI век, а люди по сей день борются друг с другом, нанося жесточайшие и тяжелейшие уроны. В большинстве своем оправиться от такого вреда и осложнений невозможно.

Если спросить сегодня любого человека с чем у него ассоциируется слово «война», то он обязательно скажет слово «победа». Мы все привыкли, что война - это романтика. Есть в ней что-то такое, что хочется многим испытать, хотя бы разочек. Насмотренные фильмами о войне, сложилось представление, что все идет к победе над злодеем, что в конце кино точно будет победа и счастье для всех. Зритель смотрит военные фильмы, сопереживает героям в них, фантазирует, как он бы, именно он, действовал в таких опасных условиях и уже он-то точно бы всех победил! А после победы гордо бы вернулся домой с медалями и орденами на груди, и также гордо рассказывал бы, как он воевал, добавляя в конце своих баек: «Можем повторить!»

Блюдо победы в войне часто преподносится на золотом подносе, приправленная специями чистоты, приправами священности и пряностями величия над всеми обществами. Затуманенный взор от такого блюда, часто не замечает обратную сторону победы. Ту, которую стараются не замечать все, а кто-то даже не подозревает о ней.

Кто такой художник Геннадий Добров

Художник Геннадий Добров. Фото из интернета
Художник Геннадий Добров. Фото из интернета

В 1974 году студент-художник Геннадий Михайлович Добров узнал от своего преподавателя в Суриковском институте, что есть на Валааме дом инвалидов. Не простой дом инвалидов. В нем жили герои-фронтовики, которые победили в Великой Отечественной войне. Народный художник сразу же отправился туда. Он хотел нарисовать портреты тех фронтовиков и показать обществу. Поездка в результате оказалась плодотворной, хотя и заняло это шесть лет: с 1974 по 1980 год!

Портрет «Раненный при защите СССР». Фронтовик Александр Подосенов. В 17 лет добровольцем ушел на фронт. Дослужился до офицера. Пулей в голову навылет был ранен в Карелии. На острове Валаам он жил все послевоенные годы. Парализованный, неподвижно сидящий на подушках. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Раненный при защите СССР». Фронтовик Александр Подосенов. В 17 лет добровольцем ушел на фронт. Дослужился до офицера. Пулей в голову навылет был ранен в Карелии. На острове Валаам он жил все послевоенные годы. Парализованный, неподвижно сидящий на подушках. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

Что же сподвигло Геннадия Доброва поехать на Валаам? Почему художник захотел нарисовать портреты именно тамошних фронтовиков? Какие картины в итоге получились?

Портрет «Рассказ о медалях. Там был ад...». А это участник обороны Сталинграда Иван Забара. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Рассказ о медалях. Там был ад...». А это участник обороны Сталинграда Иван Забара. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

Что за дом инвалидов на Валааме?

А знаете ли вы, что с Великой Отечественной войны возвращались далеко не все полноценными людьми? В нашем представлении годами закладывается, что фронтовик #ВОВ – человек с двумя руками и ногами. Он одет в чистую, выглаженную военную форму, на голове пилотка, на ногах кирзовые сапоги, через плечо катка шинели, на груди медали и ордена, а в руках автомат ППШ.

Портрет «Партизан». Московский фронтовик Виктор Лукин. Сначала он воевал в партизанском отряде, но как только изгнали фашистских оккупантов с территории СССР вступил в ряды Красной Армии. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Партизан». Московский фронтовик Виктор Лукин. Сначала он воевал в партизанском отряде, но как только изгнали фашистских оккупантов с территории СССР вступил в ряды Красной Армии. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

Вам не кажется странным, что с такого ужасного происшествия во всех его смыслах, как Великая Отечественная война, мы годами видим, что фронтовики вернулись все целыми и здоровыми? Складывается ощущение, что с ВОВ возвращались либо целыми, либо в гробу, либо вовсе пропали без вести.

Портрет «Старый воин». Перед вами 90-летний фронтовик Михаил Казанков. Он участник трёх войн: русско-японской, первой и второй мировой. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Старый воин». Перед вами 90-летний фронтовик Михаил Казанков. Он участник трёх войн: русско-японской, первой и второй мировой. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

В истории нет такой войны, где была бы такая полярность результатов. Не стала исключением и Великая Отечественная. Наряду с живыми и целыми солдатами, на Родину возвращались с фронта живые и неполноценные сослуживцы – инвалиды. Одни из них были без рук, другие - без ног, третьи потеряли все конечности, четвертые страдали от последствий контузии, пятые ослепли.

Портрет «Защитник Невской Дубровки». Фронтовик Александр Амбаров. В годы ВОВ был пехотинцем и защищал осажденный Ленинград. Во время бомбардировок был дважды погребен заживо под завалами. К счастью товарищи его откапывали, хотя не верили, что он остался жив. Но Александр чудом спасался, а подлечившись снова шел в бой. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Защитник Невской Дубровки». Фронтовик Александр Амбаров. В годы ВОВ был пехотинцем и защищал осажденный Ленинград. Во время бомбардировок был дважды погребен заживо под завалами. К счастью товарищи его откапывали, хотя не верили, что он остался жив. Но Александр чудом спасался, а подлечившись снова шел в бой. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

Страна была не в лучшей своей экономической ситуации. Разруха стояла везде, необходимо было сызнова все строить и развивать. Ударными темпами советский народ включился в восстановление Родины.

Портрет «Рядовой войны». На Ленинградском фронте сражался рядовой 712-й стрелковой бригады Михаил Гусельников из Омска. К несчастью 28 января 1943 года при прорыве блокады Ленинграда солдат получил ранение в позвоночник. С тех пор фронтовик прикован к постели. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Рядовой войны». На Ленинградском фронте сражался рядовой 712-й стрелковой бригады Михаил Гусельников из Омска. К несчастью 28 января 1943 года при прорыве блокады Ленинграда солдат получил ранение в позвоночник. С тех пор фронтовик прикован к постели. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

Параллельно налаживались международные отношения, и вот-вот #СССР могли посетить зарубежные делегации. Советское руководство не хотело нелицеприятных видов в стране. В стране-победительнице Второй Мировой войны должно быть все красиво и нарядно, ведь это великая страна. Страна храбрых солдат, которые стали героями для всей Земли, в ней не могут быть фронтовики-инвалиды. Однако, они были и было много, но не всех их видели.

Портрет «Жизнь, прожитая честно». Командир артиллерийского расчета Михаил Звездочкин. Войну прошел до Берлина. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Жизнь, прожитая честно». Командир артиллерийского расчета Михаил Звездочкин. Войну прошел до Берлина. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

Что же с ними происходило? Руководство СССР приняло решение прятать фронтовиков-инвалидов в дома для инвалидов и интернатах. Изначально хотели строить спец.дома, но страна и так находилась в разрухе, денег не было, поэтому нашли удобное решение – закрытые и заброшенные монастыри и храмы. В них и организовали заведения для калек.

Портрет «Прошел от Кавказа до Будапешта». Это Алексей Чхеидзе. В годы войны был морским пехотинцем-гвардейцем. Родом из подмосковной деревни Данки. Зимой 1945 года штурмовал Королевский дворец в Будапеште, так как была цель спасти этот памятник истории от взрыва фашистами. В бою тяжело ранили, но чудом выжил. Перенес несколько операций. С войны вернулся с ампутированными руками, ослепшим и почти полностью потерял слух. Даже в такой ситуации продолжал о себе шутить, а себя называл иронично «человеком-протезом». Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Прошел от Кавказа до Будапешта». Это Алексей Чхеидзе. В годы войны был морским пехотинцем-гвардейцем. Родом из подмосковной деревни Данки. Зимой 1945 года штурмовал Королевский дворец в Будапеште, так как была цель спасти этот памятник истории от взрыва фашистами. В бою тяжело ранили, но чудом выжил. Перенес несколько операций. С войны вернулся с ампутированными руками, ослепшим и почти полностью потерял слух. Даже в такой ситуации продолжал о себе шутить, а себя называл иронично «человеком-протезом». Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

По тайному постановлению высылки таких людей начались в 1948-1950 годах. Инвалидов отправляли в первую очередь из городов-витрин – Москва и Ленинград. Людей ссылали в дома инвалидов на Валааме, в Горицах, в Кирилло-Белозерский монастырь.

Портрет «Фронтовые воспоминания». Фронтовик Борис Милеев вернулся с войны без обеих рук. Однако не смирился с судьбой инвалида и научился печатать на машинке. Так и писали два творца: один его портрет, другой фронтовые воспоминания. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Фронтовые воспоминания». Фронтовик Борис Милеев вернулся с войны без обеих рук. Однако не смирился с судьбой инвалида и научился печатать на машинке. Так и писали два творца: один его портрет, другой фронтовые воспоминания. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

Соглашались ли сами фронтовики на такие высылки? Возможно, кто-то да. Вместе с тем есть факты, что были несогласные с таким решением. Дошло до того, что многие инвалиды боялись появляться на улице без сопровождения родных и близких. Одиноких же без их желания и согласия отправляли на Валаам, другие подобные места. Отчаянные пытались убежать, но далеко ли мог убежать инвалид? Ловили, отправляли снова в ссылку.

Портрет «Письмо однополчанину». Фронтовик Владимир Еремин из поселка Кучино Московской области. Несмотря на лишения рук, мужчина научился писать ногами и смог окончить юридический техникум после войны. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Письмо однополчанину». Фронтовик Владимир Еремин из поселка Кучино Московской области. Несмотря на лишения рук, мужчина научился писать ногами и смог окончить юридический техникум после войны. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
«Через малое время началось массовое изгнание военно–инвалидных калек с наших островов. Их переселяли в специально созданные в бывших монастырях дома инвалидов далеко за пределы Питера», из рассказа Эдуарда Кочергина в его сборнике «Ангелова кукла»
Портрет «Старая рана». Солдат Андрей Фоминых из Южно-Сахалинска. Был ранен тяжело в ожесточенном бою. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Старая рана». Солдат Андрей Фоминых из Южно-Сахалинска. Был ранен тяжело в ожесточенном бою. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

«Листы скорби» Геннадия Доброва

Именно этих фронтовиков-инвалидов рисовал художник Геннадий Добров. Портреты создавались шесть лет – с 1974 по 1980 годы, куда вошли инвалиды Валаама, Бахчисарая, Омска, Сахалина, и даже Армении. Серия картин получила название «Автографы войны» и вошла в цикл «Листы скорби».

Художник Геннадий Добров за работой. Фото из интернета
Художник Геннадий Добров за работой. Фото из интернета

В своей поездке Геннадий Михайлович писал письма жене, где сообщал, что он не только рисует этих людей, но и всячески помогает: кормит их, моет в бане, перевозит, выслушивает, ухаживает.

Портрет «Возвращение с прогулки». Валентина Коваль из Омской области. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Возвращение с прогулки». Валентина Коваль из Омской области. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

Портреты получились действительно замечательными. Они мастерски нарисованы, реалистичны, задевают душу при одном лишь взгляде на них. Критики высоко оценили работы Геннадия Доброва, и картины указывались в каталогах. Казалось бы, что эти портреты должны увидеть больше людей, чтобы они понимали, какие ужасные последствия несет война в отношении человека, но все попытки организовать персональную выставку столкнулись с категорическим отказом. Художника обвиняли «в наслаждении уродствами, извращенном сознании и бездушии».

Выставка картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби» Геннадия Доброва в Музее современной истории в 2018 году. Фото из интернета
Выставка картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби» Геннадия Доброва в Музее современной истории в 2018 году. Фото из интернета
«После многолетних отказов в экспонировании на выставках этой серии, а с началом перестройки многочисленных экспозициях и публикациях этой серии, я убедился, что существует два взгляда на мои портреты инвалидов войны: патриотический и антивоенно-гуманистический. Этим и объясняется такая сложная судьба моей серии. Теперь она давно уже приобретена Музеем на Поклонной горе, что, пожалуй, и говорит о перевесе второго взгляда», художник Геннадий Добров
Портрет «Отдых в пути». Алексей Курганов из Омской области. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Отдых в пути». Алексей Курганов из Омской области. Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

Итоги

Война никогда не приносила ничего хорошего никому и ничему. Если разрушенные здания и дороги можно отстроить заново, то потерянные жизни и искалеченные судьбы восстановить невозможно. Самое ценное, что может быть на Земле – это человеческая жизнь. Гуманизм должен проявляться даже на войне, но это бывает крайне редко.

Портрет «Неизвестный солдат». Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Неизвестный солдат». Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

Последствия войны должны быть показаны во всех ее проявлениях: с точки зрения счастливого исхода и со стороны плачевной. В следующий раз, когда придется прочитать на какой-нибудь машине слова «Можем повторить», вспомните портреты цикла «Листы скорби» Геннадия Доброва.

Портрет «Обед». Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»
Портрет «Обед». Рисунок художника Геннадия Доброва из серии картин «Автографы войны» цикла «Листы скорби»

И это ещё не всё

Не все фронтовики-инвалиды оказывались не по своей воле в ссылке на Валаам и другие подобные места. Были и те, кому больше повезло. Одним из них был фронтовик без ног, чья фотографи перед моряками известна в интернете. Кто этот человек? Как его зовут? Как родилась фотография? Обо всём этом вы узнаете из статьи по ссылке ниже.

Фото ветерана войны без ног перед моряками. Кто этот фронтовик и что с ним стало? / Я фотограф
Я фотограф9 декабря 2021

Другие статьи посвященные фотографам, вы можете прочитать и посмотреть по хештегу #личности от я фотограф

По хештегу #история в фотографиях от я фотограф вы найдете другие поучительные фотопутешествия

Подписывайтесь на канал! Рад каждому.
Пишите комментарии, можем пообсуждать.
Читайте другие материалы на канале.
Делитесь статьями в интернете.
Удачного дня!

#я фотограф