Найти тему
Александр Павловский

Одилон Редон: леденящий душу символизм жуткого французского художника

Одилон Редон (фр. Odilon Redon; 20 апреля 1840, Бордо — 6 июля 1916, Париж) — французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма и один из самых загадочных художников в мире.
Одилон Редон (фр. Odilon Redon; 20 апреля 1840, Бордо — 6 июля 1916, Париж) — французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма и один из самых загадочных художников в мире.

Конец 19-го и начало 20-го века - это один из самых тяжких периодов в истории. Атмосфера надвигающейся катастрофы охватывала множество государств и народов, а может и весь мир. Не избежали этого влияния и деятели культуры: тогдашние художники и писатели наиболее глубоко впитали мрачное настроение того времени, что, в итоге, вылилось в огромное количество выдающейся литературы и живописи. Среди них, стоит особенно выделить француза по имени Одилон Редон: его предельно жуткий символизм заставляет буквально съёжиться от страха - настолько силён эффект от его работ.

Что ж, давайте посмотрим на картины француза.

Условно творчество мрачного француза разделяется на две части: "цветные" картины и "чёрные" (или чёрно-белые). Немало времени Одилон провёл в полном одиночестве, т.к. с самого детства его мучили непонятные припадки, в связи с этим, родители "спрятали" своего ребёнка от внешнего мира - социальные контакты свелись к абсолютному минимуму, что и привело к безумным видениям и кошмарным снам.

Игра в прятки с проблемами никак решает их, поэтому со временем состояние будущего символиста только ухудшилось: приступы страха, тревога и паранойя лишь усиливались, а мрачные образы из непрекращающихся ночных кошмаров начали наслаиваться на объективную реальность, даже вытеснять её. Это, очевидно, развитие шизофрении.

Картины Оделона Редона - это визуализация различных фобий и психопатологий. Тут у нас целый "букет": клаустрофобия, тревога, паранойя, различные мании и т.п. Нередко француз смешивает человека с членистоногими и пресмыкающимися - получаются жуткие "антропологические" преобразования, которые вселяют в зрителя почти физически ощутимый страх и отторжение...

Несмотря на все явные отклонения, Оделон отправился добровольцем на франко-прусскую войну, чем крайне удивил своих близких. Участие в этой войне стало поворотным пунктом и новым этапом в творчестве мрачного символиста: ужасы войны стали "рычагом" для создания новых, ещё более зловещих, картин. Опыт, полученный на этой войне стал мощным вдохновением для визуализации очередных страхов.

Некоторые работы Редона имеют ярко выраженный религиозный характер, такие картины более "цветные" и, если можно так выразиться, "позитивные" - это говорит о своеобразной "психической реабилитации" депрессивного француза. Он отходит от изображения страшных пауков с человеческими глазами, всевидящих глаз и прочих откровенно безумных образов. Однако, вместе с этим, более поздние картины француза потеряли в плане эмоционального воздействия - того "жуткого" эффекта более не наблюдалось.

Необходимо подчеркнуть, что Одилон Редон определённо один из самых мрачных, тяжёлых и депрессивных художников. Когда смотришь на его паукообразных людей и змеиноподобных существ, действительно становится не по себе... Неужели в голове человека могут существовать подобные ужасы?

Спасибо всем за внимание, уважаемые Читатели и Подписчики!