День пятый.
Музей заповедник Кижи.
Подъём в 6 утра, завтрак на скорую руку, в отеле шведский стол, и вот мы уже сидим в носовом салоне «Кометы» под №7 ярко зеленого цвета. Теплоходы, которые обслуживают туристические чартеры, это всё «Кометы», выкрашенные в ярко зеленый цвет, а рейсовые пассажирские «Метеоры» - бело-голубые. Мы специально сели в носовой салон, там панорамное остекление, думали, что будем любоваться видами Онежского озера, но не тут-то было, при наборе скорости теплоход задрал нос вверх, и стало видно только небо. И еще в носовом салоне через панорамное стекло очень сильно печет солнце. Но во время движения можно свободно передвигаться по теплоходу, в середине судна есть небольшая открытая палуба, можно подышать свежим воздухом. Поездка прошла спокойно, теплоход в пути 60 минут, правда, когда вышли на открытую часть Онежского озера, ощущалась заметная качка. Шли против ветра под углом к волне и волна била в носовую часть справа. Удары были резкие и частые, теплоход сильно содрогался от каждого удара. Не очень приятное удовольствие.
На причале в Кижах нас ждал экскурсовод. Группа собралась вместе, прослушали инструктаж о правилах поведения в заповеднике и двинулись по маршруту. Остров Кижи место конечно впечатляющее, здесь расположены древние памятники деревянного зодчества Русского Севера. Огромные деревянные здания храмов, построенные нашими предками без единого гвоздя, поражают своей красотой и размерами. Серебристый блеск двадцати двух куполов Преображенской церкви Кижского погоста постройки 18-19 веков, виден был еще на подходе к острову. Вся кровля выполнена из осиновых дощечек без какого либо покрытия, в зависимости от того как падают солнечные лучи, цвет кровли меняется от серебристого до золотого. Если яркое и высокое солнце, цвет кровли отливает золотом, а когда солнце низко над горизонтом или спряталось за тучку, купола становятся серебряными.
Целый день мы бродили по острову в сопровождении экскурсовода, осматривали древние деревянные памятники и слушали рассказы об истории этих построек. Поучаствовали в мастер-классе по изготовлению осиновых дощечек для кровли куполов. Побывали в кузнице, в мастерской по постройке традиционных Онежских лодок кижанок. Смотрели, как плетутся корзины из ивы и шьются туески из бересты, вообще в Кижах присутствуют все известные традиционные промыслы Русской деревни. Скучно там точно не будет, нам показали старинную коллективную игру с мячом, напоминающую современный футбол, по результатам которой между деревнями распределялись лучшие рыболовецкие угодья.
Там же, прямо на месте, можно приобрести сувениры и предметы домашнего обихода крестьян, сделанные мастерами прямо при вас. Экскурсовод рассказала, что буквально за два дня до нашего приезда на острове закончился сенокос, и туристы могли участвовать в сенокосных работах, а на следующей неделе начинается уборка хлеба и можно приехать на жатву, поработать серпом и научится вязать снопы. Отправляясь в поездку на остров желательно взять с собой какое-то количество наличности, для покупки сувениров, питьевую воду и небольшой перекус. На острове есть кафе, но оно находится на причале, а протяженность экскурсии несколько километров и времени, чтобы осмотреть все, что есть на острове нужно не менее шести часов, поэтому возвращаться на причал вряд ли захочется. Около причала перед входом в музей заповедник также есть несколько магазинчиков с сувенирами, терминалов там тоже нет, нужна наличность, еще можно оплатить через сбербанк онлайн. Но «Сбер» как всегда со своими тараканами, очень не любит подключать своих клиентов к системе быстрых платежей (СПБ) Центрального банка, поэтому если у вас другой банк, то надежнее запастись бумажными деньгами. На всем острове терминал только один в кафе.
Обратный путь на материк прошёл без эксцессов, мы наученные опытом сели в среднем салоне теплохода, качки там практически нет, хотя на это, наверное, больше повлияло направление ветра и движение волны, обратно мы двигались с попутным ветром.
Вернувшись в Петрозаводск, мы покушали в ресторане отеля, переоделись и пошли на пляж, который расположен в конце набережной, около пассажирского причала. Это даже не пляж, а узкая полоска песка вдоль набережной заполненная отдыхающими людьми. Погода была отличная, температура воздуха днем переваливала за +30 градусов, а к вечеру опускалась до 28-25 градусов. Нам очень понравилась вода в озере, чистая, прозрачная и очень теплая. Накупавшись в Онежской воде, мы зашли в ресторанчик отеля «Фаворит» расположенного прямо у пляжа, расположились на открытой веранде и заказали рыбки и два бокала пива. Официант нам порекомендовал к пиву какую-то местную маленькую жареную рыбёшку, название я не запомнил, рыбка вкусная, но для пива, наверное, слишком жирная и малосоленая.
Просидев в ресторане часа полтора и покончив с пивом, мы снова вышли на набережную. Солнце клонилось к закату, волна на озере стихла, водная гладь без единой морщинки блестела в лучах порозовевшего солнца. Солнце уже коснулось макушек деревьев окаймляющих северо-западный берег Петрозаводской губы, растворяясь великолепными красно-розовыми отливами в Онежской воде. У гранитной стенки набережной плавали стайки уток, кряквы со своими выводками молоденьких утят-хлопунцов, они совсем не боялись людей, иногда разгоняясь и смешно хлопая по воде еще не окрепшими крыльями, пытались взлетать. Покормив уточек, мы потихонечку пошли по дорожке вдоль воды в сторону отеля. Зашли в Ротонду к фортепьяно, побрякали по клавишам, но поскольку в моем репертуаре кроме «собачьего вальса» других мелодий нет, уступили инструмент какому-то дяденьке, который намекнул, что не стоит насиловать инструмент и издеваться над отдыхающими.
Вернувшись в отель, мы снова расположились на балконе, приготовили чай, благо в номере на кухне для этого было все необходимое, и сели любоваться закатом. Сделали несколько панорамных снимков. На следующий день у нас в планах было покинуть отель и направиться в сторону Сортавалы, а там самое главное мероприятие нашего путешествия, посещение Рускеала парка на ретро поезде «Рускеальский экспресс». Я открыл на телефоне приложение «РЖД» и попытался купить билеты на этот поезд. Оказалось, что билетов нет ни на завтра, ни на послезавтра, а только на третий день и то всего четыре места в одном купе. Покупая билеты, я, выяснил, что два места из четырех купить невозможно, купе продается только целиком, оказалось, это купе повышенной комфортности с дополнительными услугами и стоит оно 6 тысяч рублей, нормальная такая цена за полтора часа пути, но делать нечего, раз за этим приехали в такую даль, то надо брать.
К этому времени солнце полностью спряталось за горизонтом, над водой появилась белая дымка тумана, в воздухе запахло ночной прохладой, в городе зажглась иллюминация. Хоть июль месяц это уже не период белых ночей, но полной темноты не было, наступили обычные для наших северных регионов сумерки. Вот так закончился пятый день нашего путешествия и второй день пребывания в столице Карелии Петрозаводске.
Продолжение следует...
Ссылки:
День первый https://zen.yandex.ru/media/id/6189eb1beff86b7be3181678/putevye-zarisovki-leto-2021-bolshaia-avtomobilnaia-poezdka-iz-sibiri-v-kareliiu-62132c37dea8cf1ce54292f7
Видео обзоры наших путешествий: