Публикация проектом Gulagu.net видеозаписей с бесчеловечными издевательствами над заключёнными российских исправительных заведений вызвала широкий общественный резонанс и стоила должности руководителю ФСИН. Отечественные законодатели даже подготовили проект закона об ужесточении наказания за пытки. Что он содержит? Зачем он нужен? Рассказывает помощник руководителя адвокатского бюро «Человек и Закон» Роман Максимович
Законопроект, вносящий изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и ужесточающий наказание для представителей власти за пытки, уже внесён на рассмотрение депутатов Госдумы. Его авторы — главы комитетов обеих палат Федерального собрания по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников и Андрей Клишас, а также сенатор Владимир Полетаев. Законопроект поддержан Верховным судом, Минюстом, комиссией правительства по законопроектной деятельности и Государственно-правовым управлением президента. Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова также поддерживает инициативу.
«Новый законопроект даёт более чёткое и подробное определение пыток, чем ныне действующее законодательство. — Говорит адвокат по уголовным делам Роман Максимович. — Оно соответствует формулировке из Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой резолюцией Генассамблеи ООН в 1984 году».
Кроме того, законопроект вводит понятие «запугивание» — «как способ контроля над личностью заключенного или принуждения другого лица к совершению каких-либо действий под страхом пытки». Авторы инициативы отметили, что «именно запугивание было основной целью применения пыток в последних громких скандалах в системе ФСИН России».
«Предлагаемые поправки в Уголовный кодекс ужесточает наказание за пытки, осуществляемые представителями власти для принуждения к даче показаний или запугивания, — совершившие их могут быть приговорены к лишению свободы на срок до 12 лет (согласно действующему законодательству — до семи лет); кроме того, эти деяния переводятся в разряд особо тяжких преступлений, что увеличивает срок давности по ним до 15 лет. Дело в том, что сейчас каждое пятое связанное с пытками дело попадает в суд с истёкшими сроками давностями. Помимо этого, за укрывательство подобных преступлений предусмотрена также предусмотрена отдельная ответственность», — рассказывает адвокат Роман Максимович.
«Авторы законопроекта исходят из того, что представители власти, имея больше полномочий, должны нести повышенную ответственность за совершенные ими преступления», — говорится в пояснительной записке к документу. Кроме того, в ст. 302 УК РФ «Принуждение к даче показаний» вводится новый субъект преступления — сотрудник правоохранительного органа. Это позволит привлекать к ответственности за пытки сотрудников ФСИН, а не только следователей или сотрудников правоохранительных органов, проводящих дознание, как сейчас.
«Но главное, что содержится в новом законопроекте, это то, что предлагается признавать недопустимыми доказательствами любые не подтвержденные обвиняемым в суде показания. — Говорит адвокат Роман Максимович. — Ведь одна из главных причин использования оперативниками насилия — заинтересованность в демонстрировании раскрытия преступления по делам, где нет весомых доказательств, но для повышения показателей достаточно выбить признание. Так уж сложилось, что собранные органом следствия доказательства и иная информация имеют для суда приоритетное значение. И неважно, что скажет подсудимый в зале судебного заседания: даже если он откажется от данных ранее показаний, человек в мантии расценит это как попытку уйти от ответственности».