Все началось с первой Доты. Локальные состязания, любительские команды. Потом то же самое в HoN, топ-10 ранг, камерные стримы и игра стендином в Lions.
Довольно много экс-Lions стали известны в Dota 2: Handsken, Limmp, Chessie и т.д.
Затем перешел в Dota 2. Несколько лет катал рейтинг, добрался до топ-12 Европы, немного поиграл с Wagamama и несколькими друзьями под тегом LOTV. И в конце концов присоединился к скваду Singularity, после перипетий в котором принял решение навсегда завязать с киберспортом.
«Никто не позовет тебя в команду только потому, что имеешь высокий рейтинг»
В юности я не понимал, что просто иметь скилл недостаточно. Что никто не позовет тебя в команду только потому, что имеешь высокий рейтинг и хорошо жмешь кнопки.
Возможно, сейчас ситуация изменилась, и на скилловых ребят ведется охота, но семь-восемь лет назад особую роль играли связи — с киберспортсменами, их знакомыми, людьми из индустрии и т.д.
Нужно было проявлять инициативу, знакомиться в пабах, не жалеть времени на практику с начинающими командами, чтобы попасться на глаза опытным. Или хотя бы спрашивать друзей, не знают ли они кого-то, кто ищет игроков.
Ничего из этого я не делал. Я был слишком ленив, слишком стеснителен и слишком эгоистичен для саморекламы. Протест, умноженный на комплексы — типичная пубертатная история.
Проблемы в семье и жизнь на улице только усугубляли ситуацию. Из-за них Дота долгое время была чем-то вроде терапии. Сбегать от реальности и самоутверждаться было само по себе приятно. И этих ощущений хватало, чтобы не замечать упущенных возможностей.
Лишь, разменяв третий десяток, я наконец сказал себе: «Нельзя так много играть и ничего на этом не зарабатывать. Нужно искать команду». Это оказалось непросто.
Прошел почти год прежде чем я добился инвайта в Team Singularity. Но радость первого контракта сменилась разочарованием довольно скоро.
«Адвокат сказал, что я подписался на рабство»
Внутренняя кухня Singularity оставляла желать лучшего.
Каждый день нам обещали, что все вот-вот наладится, но ничего не происходило. SNG оказалась пустышкой. Клуб лишь создавал видимость успеха.
В СМИ публиковалась информация о новых составах Singularity, о новых проектах Singularity, и ни у кого не возникало и мысли, что ситуация прямо противоположная.
Реальное положение дел знал только стафф и игроки. Но рассказать правду, значит, нарушить контракт.
Когда знакомый адвокат прочел соглашение, он сказал, что я подписался на рабство.
Там были пункты по типу:
— Ты должен всегда быть в хорошем настроении и физической форме, чтобы поддерживать репутацию тега;
— Ты должен потреблять продукты наших спонсоров во время игр, съемок и в свободное от них время;
— Ты должен провести Х часов на стриме по требованию организации;
— Ты должен проявлять активность в социальных сетях;
— Ты должен вести твиттер;
— Ты должен выгодно представлять организацию и спонсоров не только в публичной, но и личной жизни.
А если мы не выполним хотя бы одно из условий, организация имеет право мгновенно уволить провинившихся, не заплатить и даже потребовать компенсацию.
Наверное, эти требования не кажутся чем-то из ряда вон, когда тебе нормально платят. Мы же получали где-то 300 евро в месяц в лучшем случае. В худшем — ничего.
Сильнее прочих из-за проблем с деньгами переживали тиммейты из Болгарии. Если я, Mikey и Solen имели дополнительный доход, то Bashruk и Mastermind — нет.
Каждый день они хотели уйти, каждый день паниковали, рефлексировали и негодовали. Настроение у всех было ужасное.
В такой атмосфере мы должны были добиваться результатов, играть скримы, обсуждать стратегию, укреплять командный дух (лол).
При этом мы знали, что ростеру по CS:GO платят нормально. Чувство несправедливости нарастало. Мораль уходила в минус.
Кстати, зарплатная система сама по себе выглядела абсурдно. Например, контракт на один год подразумевал нормальную зарплату в 1000 евро + Х% от призовых. Но на на старте ты получал не 1000 евро, а всего две-три сотни, к которым прибавлялось еще по одной каждый месяц. Так клуб обезопашивал себя от больших трат в случае преждевременного разрыва контракта.
Всё это звучит ужасно и также ощущается в моменте, но я не могу назвать основателей SNG злыми или жадными. Им просто не хватило компетенции, чтобы одновременно улаживать дела со спонсорами, игроками, решать иные проблемы и выходить в плюс.
Что-то постоянно шло не так. Парни не успевали, упускали важное, загоняли в угол себя, нас и спустя полтора года признали, что это конец. Ростер распустили, я оказался на распутье.
«Возможно, уже бы стал миллионером»
Из-за постоянного сидения в помещении, стресса по поводу турниров, контрактов и дальнейшей жизни стало подводить здоровье. Хотелось иметь свою жизнь, свою работу, квартиру, быть уверенным в том, что смогу обеспечить будущую семью.
Я не знал, что именно должен делать. Но в силу полученного опыта расстаться с киберспортом стало немного проще. Побыл про, окей, идем дальше.
Да, я часто думаю. Что если? Если бы я остался, если бы раньше понял, если бы не выбрал другой путь. Возможно, уже бы стал миллионером. Или нет.
Вспоминать об этом больно, поэтому я не захожу в Доту даже ради развлечения. Не ищу новостей, не смотрю большие турниры. иначе каждый раз ловлю себя на мысли, типа: «****[черт], этот парень… я же сокрушал его в каждой игре, а теперь он берет TI — всего через три года после моего ухода».
Но как бы то ни было, для качества жизни продота подходит с трудом. Сами по себе игры очень веселые, но гейминг и киберспорт с тренировками по 10-14 часов в день — не одно и то же.
Поэтому нужно хорошо взвесить все плюсы и минусы, прежде чем решаешься стать профи в Dota 2, CS:GO или Lol. Понять, твой ли это путь. Если да — дерзай. Если есть сомнения — ищи тот, что по душе.
Я, кажется, нашел.