Найти тему

Франция в кинематографии

Оглавление

Ни для кого не секрет, что кинематограф является одним из самых популярных видов искусства. Он уже давно стал неотъемлемой частью жизни всего человечества. Сложно представить себе хотя бы одну неделю без просмотра какого-нибудь фильма. Но мало кто задумывается о том, что зародился кинематограф не в Америке, которая сейчас является ведущей страной, производящей фильмы, а в далекой Франции.

Первые движущиеся картинки

С появлением новых аппаратов появилась возможность сделать картинки динамичными. Но как реализовать столь смелую идею никто не знал. Пока однажды известные предприниматели Люмьер не придумали первый киноаппарат, позволяющий снимать небольшие сорокасекундные фильмы. По легенде, эта идея пришла в голову одному из братьев прямо во время сна. В итоге, было решено сделать первую кинофабрику для производства фильмов. Было это в 1895-м году. Самый первый кинофильм был снят в том же году и назывался "Выход рабочих с фабрики Люмьер". Этот фильм официально считается первым фильмом в истории. Чуть позже они же устроили первый публичный кинопоказ. Произошло это в одном из французских град-кафе на бульваре Капуцинок. Там они продемонстрировали зрителям легендарный фильм "Прибытие поезда.

Дальнейшее развитие кинематографа было не остановить. В 1896 году появился первый фильм, в котором использовался стоп-кадр. Отец «спецэффекта» Альфред Кларк стал режиссером 21-секундного шедевра под названием «Казнь Марии Шотландской». Во время стоп-кадра актрису, исполняющую роль Марии Шотландской, заменили на манекен, которому и отрубили голову. Ничего подобного мир еще не видел.

-2

В том же году произошла еще одна кинореволюция – на пленке впервые были запечатлены поцелуи мужчины и женщины. Короткометражка так и называлась «The Kiss», а режиссером скандальной ленты стал Уильям Хейс.

Первый комик немого кино

С течением времени, кинематограф стал появляться далеко за пределами Франции. Он получил хорошее развитие в Америке, Германии, Дании, а затем и в Российской империи. С наступлением войны французское кино окончательно утратило свою популярность. Единственным человеком, который продолжал из года в год снимать массу короткометражных фильмов, был Макс Линдер. Об этом человеке можно сказать много, но самым важным будет то, что он, по сути, является первым комиком в истории кинематографа. Его персонаж кочевал из фильма в фильм и представлял из себя чудаковатого неудачника, который регулярно попадает в забавные ситуации. Великий Чарльз Чаплин многое перенял у Линдера и даже называл его своим учителем. Без этого человека не было бы никакой великой американской комедии. Ведь именно во Франции этот жанр появился и обрел все основные черты, которые применяются в комедиях и в наше время. К сожалению, к двадцатым годам популярность Линдера сильно упала, он переживал творческий и душевный кризис, что привело к самоубийству. Он и его молодая жена застрелились прямо у себя дома, оставив сиротой свою единственную дочь.

Падение популярности

Время шло и начали появляться такие гиганты, как Голливуд, которые задавали моду всему миру кино и диктовали свои условия, отодвигая на второй план другие страны. Это сильно сказалось на кинематографе Франции, и в ближайшие несколько десятилетий не было особого подъема.

Новая Волна

Но в пятидесятых случилось то, что навсегда изменило весь кинематограф. Связано это было с появлением новой волны французского кинематографа. Оно сильно отличалось от массового и коммерческого кинематографа тех лет. А образовали его простые люди, которые однажды решили стать кинорежиссёрами. У них не было ни денег, ни славы, ни крупных студий. Но всё это не помешало заявить о себе на весь мир и создать массу стильных картин, сейчас позиционирующихся как классика.

Одними из самых заметных фигур этой самой волны были такие люди, как Франсуа Трюффо, Луи Маль и конечно же самый известный кинорежиссёр в истории Франции Жан-Люк Годар. Все они начинали как простые кинокритики, работавшие в одном из старейших изданий о кино, созданных когда-то знаменитым теоретиком кино Андре Базеном (да-жа, и даже тут французы были первооткрывателями). Но, несмотря на отсутствие опыта, они в первых же своих фильмах смогли создать что-то оригинальное и невероятно качественное. К примеру, Трюффо снял такую ленту, как "Четыреста ударов", которая в итоге так и осталось самой знаменитой работой режиссёра.

-3

Возрождение французского кинематографа

Появление премии Сезар

В семидесятых годах появилась ещё одна престижная награда родом из Франции, которая была подобием американского Оскара, но в отличии от него, выдавалась в основном независимым фильмам, не рассчитанным на массовую аудиторию. Первым в истории победителем в главной номинации стал фильм "Старое ружьё", вышедший на экраны в том же году и хорошо принятый как публикой, так и критиками. А президентом того фестиваля был великий Жан Габен.

Бессон возрождает французский кинематограф

В восьмидесятые годы наблюдался очередной спад в киноиндустрии Франции. Качественные ленты выходили всё реже. От старых режиссёров и актёров многие подустали, а новых талантов не появлялось. Но всё изменилось, когда в мир кино ворвался такой человек, как Люк Бессон. В своей стране он мгновенно стал фигурой номер один, таким он и остается по сегодняшнее время. Первые работы этого режиссёра сильно отличались от тех, к которым привыкли его современные и более молодые поклонники. Первый фильм имел мизерный бюджет и являлся арт-хаусом, снятым в нетипичном и оригинальном стиле. Также эта работа примечательна тем, что в ней впервые снялся Жан Рено, впоследствии ставший постоянным актёром Бессона.

Но узнаваемый режиссёрский стиль у него выработался уже в последующих работах. К примеру, такой шедевр кинематографа как "Подземка" снят в лучших традициях этого великого француза. В нем блистали такие звёзды, как Кристофер Ламберт, Изабель Аджани и многие другие. В фильме считались такие жанры, как криминальная драма, комедия и мелодрама. Снято всё было невероятно стильно и оригинально. Фильм даже сравнивали с такой классикой, как "На последнем дыхании". Благодаря "Подземке" о ессоне заговорил весь мир. Он мгновенно стал тем человеком, который реанимировал кинематограф Франции и возродил к нему интерес всего мира.

В последствии он создал такие потрясающие работы, как "Её звали Никита", "Леон" и конечно же "Пятый элемент". Всё это уже давно стало современной классикой. На данные работы ориентируют многие начинающие кинематографисты.

Помимо режиссёрской деятельности, Бессон был потрясающим продюсером. Под его пристальным взором и финансовой помощи были созданы такие замечательные комедийные боевики, как "Такси" и "Ямакаси", ставшие хитами по всему миру.

-4

Наши дни

Подводя итог, стоит сказать, что кино во Франции и по сей день является важнейшим из искусств. Появляются такие молодые кинематографисты, как Ксавье Долан, обладающие своим уникальным взглядом на мир, и снимающих необычные работы, достойные просмотра. Продолжают снимать и такие люди, как Франсуа Озон и Жан-Пеьер Жене. В то время как Голливуд продолжает тратить бешеные деньги на развлекательное кино, французы снимают очень тонкие и жизненные кинокартины, в которых затрагиваются самые актуальные проблемы общества. И если вы являетесь заядлым киноманом и любителем такой потрясающей страны как Франция, то обязательно ознакомьтесь с работами всех вышеперечисленных людей. И можете быть уверены, что большая часть из этой коллекции, надолго войдет в список самых любимых фильмов.

-5