Этот человек прошёл три войны, но называет себя счастливым человеком. Если вникнуть в биографию лётчика, становится ясным, что у него есть на это право.
Мечты и афганская реальность
Мальчишка родился в северном амурском посёлке Талдан и мечтал водить поезда. Но отцу очень хотелось, чтобы сын стал лётчиком, и Сашка решил его не расстраивать. В Барнаульском лётном училище он пошёл по профилю «истребителя-бомбардировщика».
После училища его сразу забрали в Афганистан. Командировка оказалась недолгой. Лейтенант провёл в Афганистане последние 3 месяца перед выводом войск. Но и это запомнилось на долгие годы. В отряде за это время потеряли 20 лётчиков.
Полёты штурмовиков шли круглосуточно. Экипаж добирался до базы, самолёт заново снаряжали и отправляли на задание. Времени на отдых почти не было. Особенно тяжёлыми были бомбёжки в узких ущельях. Удар производился на пикировании, после выполнения – на перегрузке шла «горка» и вывод в полёт. Противозенитные комплексы моджахедов часто поджидали на самых высоких точках ущелья, поэтому «выбраться» удавалось не всем. Дополнительно сказывалась усталость и частая работа под огнём врага.
Выжив в Афганистане Сальцов воспрял духом и даже успел устроить личную жизнь. Но в начале 90-х его решили отправить в Чечню. Однако судьба сделала неожиданный поворот, и в 1996 году лётчик оказался в жаркой Африке.
Ангольский побег
Экипаж отправили в составе сил миротворцев ООН в Анголу. Там шла гражданская война и нужно было перевозить раненых и наблюдателей. В командировку брали только лётчиков с большим стажем и лучшими практическими навыками. Афганский опыт Александра вполне вписывался в требования.
Сальцов полетел вместе со своим однополчанином с Афганистана – Владимиром Кобызовым. Они появились на ангольском аэродроме Сауримо под новый 1996 год. Никаких инструкций и советов от убывающих в Россию лётчики получить просто не успели. Тех тут же загрузили в вертолёт, который ушёл вверх.
Помогла только документация, которую всё-таки оставили для новичков. На картах были обозначены районы полётов и обозначения правительственных (FAA) и оппозиционных (УНИТА) войск, которые активно воевали друг с другом. Экипаж Сальцова перевозил раненых и иностранных наблюдателей. При постоянных обстрелах, без чёткой линии фронта летать было крайне сложно. Садиться нужно было уметь на любой свободный клочок земли. И не факт, что он не был заминирован.
Тяжелейшими были и природные условия. Малярия буквально выкашивала сотрудников наземной службы. Заразился и Сальцов, но быстро начал лечение и успел отделаться тремя днями тяжёлой лихорадки.
Среди присутствовавшего контингента ООН летали только русские и американцы. 17 февраля 1996 года на борт вертолёта Александр с напарником приняли трёх наблюдателей-шведов. Чтобы гарантировать, что машину не собьёт ни одна из сторон конфликта, на борт брали по 1 человеку от каждой армии.
Когда вертолёт приземлился, за речкой Шикапа шёл ожесточённый бой. Недавно прибывшие в страну наблюдатели предложили нашим лётчикам перелететь поближе и постараться прекратить бой. Это было невероятно опасно. Но наши посчитали, что русскому трусить перед шведом не к лицу. За речку перелетели, после чего бой прекратился.
К лётчикам приближались бойцы правительственных войск. Представителя оппозиции в вертолёте быстро припрятали. Пока велись переговоры, один из бойцов незаметно пробрался внутрь и обнаружил там противника! Всех, кто был в вертолёте тут же арестовали, выстроили в ряд и явно собирались расстрелять. Крайним стоял капитан Сальцов. В свои 27 лет он готовился расстаться с жизнью.
А представитель правительственных войск, услышав русскую речь лётчиков, удивлённо посмотрел на них и вдруг побежал к командиру. Он чётко понял, что взяли не бойцов оппозиции. Нужно было решать, что с ними делать.
Боевой опыт Афганистана приучил Александра действовать быстро. Он вырвал у двух охранников оружие и кинул один автомат переводчику. Отстреливаясь вдвоём от шестерых, они прикрывали отход экипажа и шведов к вертолёту. Сами заскакивали в него уже на лету. Ночью вертолёты в Анголе сбивали постоянно. Но им повезло. Яркая луна позволяла отлично видеть то, что происходило на земле. И потихоньку удалось долететь до Сауримо.
За героическую операцию в Анголе капитан Сальцов был награждён медалями ООН. Вторую из них он получил за успешную разведывательную операцию, предотвратившую крупное сражение среди местного населения.
Крушение в горах
В 1998 году после расформирования полка Сальцова перевели на службу в Таджикистан. По условиям службы это был тот же Афганистан – жара, горы и бандиты, тянущие через бывшую советскую республику караваны «дури» и оружия в сторону России. Чтобы отбить опасный груз, приходилось проводить изнурительные бои.
Здесь же, на земле Таджикистана, экипаж Сальцова спас группу известного ведущего Валдиса Пельша. Тогда во время сьёмок своей программы «Угадай мелодию» он забрался на самую отдалённую заставу и застрял. Во время перелёта небольшой изгиб маршрута проходил непосредственно над Афганистаном. Вот здесь воздушная машина и получила удар в двигатель. На аэродроме обнаружили в нём три дырки от ДШК, но артистам говорить ничего не стали.
В конце мая на вертолёте шёл переброс военного десанта в сторону селения Макшиват. После обстрела из крупнокалиберного пулемёта Александр получил ранение в спину и ногу. Он ещё пытался посадить вертолёт, но сознание плыло, а впереди было узкое ущелье Памира. Лопасти чиркнули по скале и вертолёт камнем пошёл вниз. Экипажу и части десантников удалось спастись. Они использовали футболки вместо перевязочного материала и пешком двинулись в предполагаемую сторону своего аэродрома.
Раскалённые горы, отсутствие воды и еды. Изредка раненые замечали маленькие ручейки, над которыми дышали влагой, смачивали губы и шли дальше. Когда спустились с гор и прошли приличное расстояние, в довершение всех бед навстречу попался отряд Сухроба Касымова, который отчаянно воевал против центральной таджикской власти. Хорошо вооружённые «сухробовцы» были абсолютно беспощадны к сторонникам официального Душанбе.
Но узнав, что бойцы с вертолёта смогли спуститься с гор и прошли несколько километров без еды и воды, были потрясены. Главарь выделил машину, в которую погрузили раненых и доставили до ближайшей сельской больницы. Уже сюда прилетел спасательный вертолёт, которому спокойно позволили загрузить людей и взлететь.
После реабилитации в госпитале Александр Сальцов продолжил службу в Таджикистане до ноября 1999 года.
В наши дни лётчик с боевым прошлым не расстался с небом. Сальцов Александр Николаевич работает в аэроклубе в Благовещенске, ведёт уроки для школьников в военно-патриотическом клубе и экскурсии в региональном отделении «Боевого братства».
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.