Найти тему

Равноценны ли сертификаты разных органов по сертификации?

Насколько равноценны сертификаты соответствия систем менеджмента, выдаваемые разными органами по сертификации? Автор: Сергей Скворцов — Руководитель Единой службы стратегического развития ОП ИСО-Центр.
Насколько равноценны сертификаты соответствия систем менеджмента, выдаваемые разными органами по сертификации? Автор: Сергей Скворцов — Руководитель Единой службы стратегического развития ОП ИСО-Центр.

С одной стороны, ответ может показаться очевидным. Ведь, если говорить о технической стороне вопроса, то все сертификаты соответствия систем менеджмента подтверждают их соответствие одним и тем же стандартам.

Однако, с точки зрения маркетинга, важна не техническая составляющая (тем более, что в этом все выдаваемые сертификаты действительно эквивалентны друг другу), а авторитет органа по сертификации.

Ведь именно от этого зависит признание полученного сертификата соответствия той или иной системы менеджмента всеми заинтересованными сторонами — партнерами, клиентами, тендерными комитетами...

Как использовать полученный сертификат соответствия в маркетинге мы уже рассказывали в материале "Сертификат ISO 9001 и Знак соответствия, как элементы маркетинга".

Есть и другой важный аспект. Организация может проходить сертификацию своей системы управления не столько ради получения сертификата соответствия, сколько для того, чтобы самой убедиться в ее соответствии тому или иному стандарту.

В этом случае, при всей технической эквивалентности сертификатов, организации важно насколько авторитетен и признан, с профессиональной точки зрения, орган по сертификации.

Только в этом случае, организация может быть уверена в корректной и профессиональной оценке соответствия своей системы управления.

В свою очередь, авторитетность органа по сертификации систем менеджмента зависит от целого ряда факторов.

  • Наличие бизнес-истории у органа по сертификации, т.е. насколько давно он функционирует.
  • Наличие аккредитации в той или иной системе добровольной сертификации (СДС).
  • В какой или каких СДС аккредитован орган по сертификации, т.к. системы добровольной сертификации тоже отличаются разным уровнем авторитетности.
  • Наличие дополнительных добровольных аккредитаций, например, в ФСА (Росаккредитация) и/или иных аккредитующих органах.
  • Возможность получения сертификатов соответствия сразу в нескольких системах добровольной сертификации.
  • Количество стандартов в области аккредитации, то есть насколько она адекватна или избыточна.
  • Соотношение штатных и привлекаемых специалистов, что зависит от адекватности области аккредитации.
  • Наличие рекомендаций или хотя бы положительных отзывов.
  • Отсутствие рекламы, свидетельствующей о продаже сертификатов.
  • Качество и профессиональный уровень консультации.
  • Степень защиты выдаваемых сертификатов соответствия.
  • И даже элементарное наличие реального офиса.

При этом, наличия у органа по сертификации двух-трех из указанных факторов недостаточно. Авторитетный орган по сертификации должен обладать хотя бы половиной из них.

Таким образом, несмотря на то, что, например, сертификаты соответствия СМК стандарту ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001), выданные разными органами по сертификации технически эквивалентны, уровень их признания и доверия к ним может очень существенно отличаться.

Собственно, полученный сертификат соответствия вообще может оказаться пустышкой — дорогой бумагой с надписью "сертификат".

Подписывайтесь на Стандарты & Менеджмент и читайте нас там, где вам удобно:
На Яндекс.Дзен
На Яндек.Кью
Вконтакте
В Телеграм

Приглашайте других, комментируйте, задавайте вопросы, делитесь материалами в социальных сетях. Это сделает наш труд более эффективным.