Найти тему
Formand

Кареточный мотор для велосипеда: что он собой представляет, преимущества и недостатки

Оглавление

В производстве современных электровелосипедов распространение получили несколько типов двигателей. К ним относятся мотор-колеса (редукторные или прямого привода), которые устанавливают в переднюю либо заднюю втулки велосипедного колеса, а также кареточные электромоторы.

Кареточные мотор на сегодняшний день популярны в производстве электровелосипедов
Кареточные мотор на сегодняшний день популярны в производстве электровелосипедов

Кареточный мотор (центральный мотор, "подвесной" мотор или Mid Drive) представляет собой редукторный двигатель, совмещенный с кареткой велосипеда. Данную каретку встраивают в раму велосипеда вместо обычной. Трансмиссия при этом остается в традиционном варианте. Электрические велосипеды с кареточным мотором способны выдерживать большие нагрузки и позволяют с комфортом проезжать длинные дистанции и сложные участки местности.

Как работает кареточный ("подвесной") электродвигатель?

Крутящий момент электромотора, приложенный к оси каретки, посредством трансмиссии велосипеда приводит в движение заднее колесо. При производстве кареточного мотора используется синусный контроллер, что обеспечивает двигателю достаточно тихую работу. Однако это является дорогостоящим решением, вследствие чего цена моторов данного типа – высока. Кареточный мотор (как и мотор-колесо) имеет специальное дополнительное оборудование: рукоятки тормоза и ручку газа, дисплей и систему PAS.

Кареточный мотор марки Bafang (8FAN)  в комплекте с рычагом газа, ручками тормоза, LCD-дисплеем, пультом управления и всеми необходимыми для монтажа кронштейнами, разъемами и проводами
Кареточный мотор марки Bafang (8FAN) в комплекте с рычагом газа, ручками тормоза, LCD-дисплеем, пультом управления и всеми необходимыми для монтажа кронштейнами, разъемами и проводами

Велосипеды с центральным или подвесным электродвигателем ценятся за их отличную маневренность и легкость в управлении в сочетании с мощными ходовыми характеристиками. Многие известные на сегодняшний день зарубежные и отечественные бренды предлагают электровелосипеды данного типа. Даже больше: модельные линейки серьезных производителей редко встретишь велосипеды, оборудованные мотор-колесом. Чаще всего это, как раз, премиальные велогибриды с кареточным мотором, с высоким качеством сборки, надежные и долговечные. Например, такие известные бренды, как Bosch и Yamaha производят двигатели Mid Drive, предназначенные для установки только на конкретно отведенные для них велосипедные рамы. Соответственно, и стоимость таких велосипедов выше, чем у моделей, оснащенных мотор-колесом. Однако ряд определенных достоинств кареточного типа полностью оправдывает его высокую стоимость.

Электровелосипед для даунхилла немецкого бренда Haibike: дорогостоящая модель премиум-класса
Электровелосипед для даунхилла немецкого бренда Haibike: дорогостоящая модель премиум-класса

Мощность кареточных двигателей

Как известно, от мощности установленного электромотора зависит максимальная скорость, которую можно развить на электровелосипеде. Условно можно привести следующую классификацию:

  • моторы малой мощности (250-350 Вт);
  • моторы средней мощности (500-750 Вт);
  • мощные моторы (от 1000 Вт).

Более мощные двигатели Mid Drive имеют больший крутящий момент и скорость.

Преимущества кареточных моторов

  • Кареточный электродвигатель имеет намного меньший вес, чем мотор-колесо. Это способствует тому, что любой электрический велосипед с кареточным двигателем будет значительно легче по весу (относительно своих технических характеристик) по сравнению с аналогичным, оснащенным мотор-колесом. А ощущения при езде будут сопоставимы с катанием на обычном велосипеде. При этом и крутить педали при разряженном аккумуляторе будет намного легче. Сюда же можно отнести и лучшую маневренность электровелосипеда с кареточным мотором.
  • Mid Drive монтируется в каретку, что способствует достижению идеальной развесовки (центр массы транспортного средства не смещается ни вперед, ни назад). Это положительным образом влияет на управляемость велосипедом. Кроме того, снижается нагрузка на обода и спицы, поскольку отсутствует тяжелая "гиря" – мотор-колесо.
  • Еще одно очевидное преимущество кареточного двигателя по сравнению с мотор-колесом – накат, сохраняющийся при нажатии и последующем отпускании ручки газа (поскольку мотор-колесо создает сильное сопротивление). Кроме того, нечастое использование ручки газа позволяет экономить заряд батареи и оптимальней его расходовать.
  • Простота конструкции и отсутствие необходимости в смене колес или их переспицовке (как в случае с мотор-колесом). Если двигателю потребуется техническое обслуживание, то его достаточно просто открутить и снять. В связи с этим удобна также и необходимая замена камеры на заднем колесе. Помимо прочего, исчезает необходимость в усилении дропаутов велосипеда.
  • Байки с Mid Drive-двигателем демонстрируют отличные ходовые возможности. Такие электровелосипеды способны взбираться практически в любые горки даже в пределах 45 градусов и без проблем спускаться с них. Кареточный мотор отлично помогает райдеру при езде и дает возможность развить достаточно серьезную скорость. Например, кареточный электродвигатель марки Bafang мощностью 750 Вт разгоняет электротранспорт до 60 км/ч.
  • Большинство кареточных двигателей – очень малошумны. Почему – об этом сказано выше.
  • Не нужно думать о том, куда приспособить контроллер: он уже встроен в двигатель Mid Drive.
  • При первом взгляде на велосипед с кареточным мотором сложно догадаться, что перед вами – электровелосипед. Такие моторы практически незаметны внешне. И это с каждым годом становится все более актуальным в связи с ужесточающимся законодательством.
  • Существенная часть кареточных моторов оборудованы torque sensor (торк-сенсорами или датчиками крутящего момента), что обеспечивает райдеру более реалистичные ощущения в процессе педалирования и позволяет экономить заряд батареи.
Но несмотря на все преимущества, велосипеды с кареточным мотором подвержены повышенному износу цепи и системы переключения передач. Решить эту проблему можно, правильно эксплуатируя байк и его оборудование
Но несмотря на все преимущества, велосипеды с кареточным мотором подвержены повышенному износу цепи и системы переключения передач. Решить эту проблему можно, правильно эксплуатируя байк и его оборудование

Недостатки кареточных моторов

А теперь – о недостатках кареточных двигателей. Их список которых намного меньше, но всё же, они есть:

  • В случае Mid Drive износ цепи и зубьев звездочек – выше, чем при использовании мотор-колеса. Однако данный износ сопоставим с обычными велосипедами. Однако, ничего страшного, главное – использовать качественный смазочный материал, и все будет хорошо.
  • Кареточный двигатель можно установить только в специально разработанную для его эксплуатации раму.
  • Для установки кареточного двигателя требуется специальный инструмент (ключи для работы с кареткой).
  • Кареточный двигатель при использовании передней звездочки небольшого диаметра (менее 38) уменьшает клиренс. При использовании 38 и более клиренс ограничен звездочкой.
  • Кареточные двигатели – дорогостоящие. Цена электровелосипедов с мотором данного типа существенно выше, чем у оборудованных мотор-колесом.

Выбирая электрический велосипед с мотором, встроенным в каретку, необходимо отталкиваться не только от мощностных характеристик устройства, но и от особенностей предстоящей эксплуатации транспортного средства (частоты и дальности поездок, рельефа местности). Стоит также подбирать велосипед с учетом предполагаемой нагрузки и веса пользователя.

Еще больше интересных статей и обзоров об электротранспорте только на нашем канале: подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное!
Еще больше интересных статей и обзоров об электротранспорте только на нашем канале: подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное!