Вчера как в Москве, так и по всей России прошли массовые митинги “против войны”. Нет я не опечатался. Именно в кавычках. Граждане, которых последние годы слабо интересовала ситуация в Украине или Сирии именно вчера решили проявить свою активную гражданскую позицию. Ну почему бы и нет, собственно. Вот наш великий лидер два дня назад признал независимые республики через 8 лет после референдума. Ну а эти активные граждане именно вчера поняли что терпеть больше нельзя. Или “я не понимаю, это другое”? Разумеется ознакамливаться с материалами “лживой пропаганды” я вам не предложу. Только свободная независимая журналистика. Антивоенные движения .
В день начала войны с Украиной в центре Москвы и на площадях российских городов собрались несогласные с решением Владимира Путина о вводе войск. На Пушкинскую площадь пришло несколько тысяч человек, они прошли по маршруту «Тверская — Маяковская — Белорусская».
У меня к этим гражданам с каждым таким походом все громче в голове звучит один вопрос. “А зачем вы это делаете?”. Хоть раз хоть к какому-то результату это привело? Я имею ввиду результат, отличный от новых прав и полномочий для полиции. Или новых законодательных актов. Или у нас где-то за статус “полит-задержанного” деньги платят? Тогда к людям, которых задержали у меня вопросов по большому счету нет. Они появляются к людям, которые эти деньги платят.
По официальным данным МВД, в столице задержали 600 человек. Проект «ОВД-Инфо» (признан иноагентом) насчитал больше: в полночь с 24 на 25 февраля задержано было 957 человек. Корреспонденты «Новой» побывали на митинге и поговорили с его участниками.
Ну и классика современной журналистики. Дать статистику, но не озаботится предоставлением ссылок откуда она взялась. Причем если данные МВД найти не составило труда, то поиск данных правозащитной организации уже простым не оказался. Указанную цифру мне найти не удалось, собственно, как и не удалось понять откуда они эти данные берут. В зависимости от методологии сбора, там могут оказаться и дублированные записи. Например, их “коллеги” из “Мемориала” не озаботились фильтрацией дублирующихся записей.
«Дай пройти, сука продажная», — кричит прохожий на Пушкинской площади журналисту, намеренно задевая его плечом.
Великолепная деталь. Спрашивается - зачем ты это написал? Показать какие негодяи по Москве разгуливают? То есть журналист пришел на антивоенный митинг и встретил...такое...Продолжим чтение.
Митинг еще не начался, Пушкинская площадь перекрыта по периметру, поэтому все собираются возле здания «Известий» и Макдональдса. Пока там стоят только журналисты в жилетках и несколько зевак — ни лозунгов, ни плакатов. В это же время полицейские подходят к каждому репортеру и проверяют их редакционные задания и пресс-карты: журналиста «Ведомостей» даже пытаются задержать за отсутствие нужной бумажки, но все же отпускают после того, как его разговор с силовиками начинают снимать его коллеги.
Какой ужас. У журналистов проверяют документы, подтверждающих их статус, а в отсутствие оных - выдворяют. Как неожиданно. Или пытаются задержать? Вопрос на засыпочку немногочисленному читателю - как по такому тексту отличить просьбу уйти с мероприятия и попытку задержания? Написать можно все что угодно, но я должен поверить на слово? Простите, не могу.
Пока протестующие потихоньку собираются на площади, дежурящие там полицейские заказали доставку из соседнего Макдональдса. Один из правоохранителей, забирая заказ, делает вид, что остановил курьера для досмотра. Это замечают журналисты и начинают снимать. Тогда второй быстро берет пакеты и кричит напарнику: «ты чего под камерами забираешь?».
Плохо, наверное, когда тебе, как журналисту, дали заказ на статью в n-дцать знаков, а на мероприятии ничего не происходит. В следующий раз видимо прочту как проклятый полицейский пошел в уборную и не опустил крышку унитаза.
Чем ближе 19 часов — время начала митинга — тем чаще полицейским по рации поступает сигнал «зачистить площадь»: полицейские требуют от находящихся там спуститься в подземный переход. Тех, кто отказывается, по одному задерживают. К 19:15 толпа в несколько сотен человек начинает скандировать «Нет войне» — этот лозунг они будут повторять раз за разом и позже.
Когда я писал про избирательные кампании большевиков и современных политиков, я уже говорил что лозунг должен отражать какие-то требования, которые необходимо исполнить. Тут какое требование? Очередное горлопанство “против”. Не “за мир”, не еще “за что-то”. Не “остановите войну *там-то*”. Даже в общем-то не совсем “против”. Просто “нет”. Любопытно было бы узнать у этих граждан их отношение к военной операции в Сирии и “анти-тероррестической операции на Донбассе”. Там тоже “нет войне”? Долго же они собирались. Проще получить признание независимой республики чем добиться у этих граждан озвучивания их гражданской позиции.
После очередного приказа о зачистке, полицейские оттесняют людей по Тверской в сторону метро «Маяковская». Толпа слушается и, убегая, разделяется на несколько групп: одни идут дальше к метро, другие остаются на Тверской. Идущим по тротуарам время от времени сигналят проезжающие мимо машины, а полицейские раз в несколько минут пробираются сквозь колонну и забирают тех, кто кричит лозунги или несет плакаты. Плакаты сразу рвут — даже если это пустой лист ватмана, как у одного из протестующих.
Мастер писал. Владение русским языком конечно далеко до Солженицына, Яхиной и Прилепина, но “убегая идут и стоят” это только мастер может написать. Я, конечно, и сам могу подобное выдать, но, простите пожалуйста, я пишу для себя потренироваться в выражении мыслей и грамотности. А тут профессиональный журналист. Но написано весело. “Смотрите какие глупые полицейские, рвут пустой лист”. А человек, идущий по улице растянув пустой лист ватмана - нормальный, адекватный. Это такая форма протеста, да?
К 20 часам несколько колонн снова собираются в районе Пушкинской площади — на Страстном бульваре. Иногда они скандируют «Нет войне!», но полицейские и ОМОН быстро задерживают тех, кто кричит, и тогда толпа снова затихает.
Я неплохо знаю этот район и пытаюсь представить “а что там происходит?” Эта колонна вокруг памятника Пушкина ходит? Там не такая уж широкая улица. Обойти группу из 3-4 человек уже потребует маневрирования, а там еще и светофоры дурацкие. Я пытаюсь себе представить эту картину “протеста”. Ходит молчаливая группка кругами и иногда достает из карманов припасенное. У подобного мероприятия я могу увидеть только две цели. Первая - наснимать зрелищных кадров о злобности полицейских. Вторая - повод для ужесточения законодательных актов. Ой, смотрите, обе стороны в принципе устраивает проведение подобных мероприятий.
После очередного такого выкрика ОМОН бросается задерживать девочку, которой на вид около 15 лет. Ее мама кричит «отпустите мою маленькую дочку», а рыжеволосая девушка, которая стояла рядом, бросается на полицейских, пытаясь вырвать подростка у них из рук. И им удается это сделать, правда, в автозак забирают саму рыжеволосую протестующую — полицейские волокут ее по земле и бросают в автозак. Толпа в ответ на это задержание начинает скандировать «Позор», причем лозунг распространяется и на толпу по другую сторону бульвара.
Смахнул скупую мужскую слезу. Разумеется “на вид лет 15” это может быть и 10 и 30. Рядом могла быть как мама так и сестра или подруженция, которая вытащила их на подобное мероприятие. В политической активности детей и подростков ничего предосудительного нет. Им скоро жить в этом мире и если они понимают его недостатки - быть плохим это не может. Однако данный митинг плохенько подходит для проявления своей политической позиции. Вы моментально ставите себя против не только действующей власти, но еще и громадной части населения, испытывающих сочувствие жителям ЛДНР или тем, кто испытывает ненависть к действующей власти в/на Украине.
Рядом на бульваре молодой парень спорит с женщиной: она по-матерински нравоучительным тоном объясняет ему, что никакой войны нет, а наши военные «всего лишь защищают население Донбасса». Вокруг спорящих собирается толпа, чтобы послушать импровизированные дебаты
Хреново работать на митинге, которого нет, правда? Подскажите, как надо спорить на улице, так чтобы вокруг вас собралась “толпа”, а вас еще и было слышно? Или все кто посмотрел в сторону спорящих это “собралась толпа”? Но спор крайне увлекательный. Обе стороны великолепны в своих доводах.
Стреляют только по военным базам, нет никакой войны!
Если кто-то из ваших близких озвучит подобное - спросите у него “а что же тогда такое война?”. Уверен, ответ будет крайне увлекательным.
Путин хочет разбомбить всю Украину, вы думаете, это не так? Да какая разница сколько мне лет?! Вы можете не разбираться, я могу разбираться — а может быть и наоборот, — громко кричит юноша.
Приятно что из мальчика вырастили “сильную личность” с собственным мнением, но под мнением некисло было бы иметь какие-то объективные доводы. Мальчик может великий телепат и умеет читать мысли национального лидера? Если задумаете среди родственников подобные дискуссии - всегда задавайте вопросы из цикла “откуда ты это взял”, “почему” и так далее. Мнение — это великолепно, но если мнение собиралось из завывания ветра между ушей, то грош цена такому мнению.
После этого их разгоняют полицейские, но спор продолжается.
— А если НАТО будет бомбить российские военные базы, это будет считаться войной?
— Да не будет оно ничего бомбить, не будет бомбить!
Но спор продолжается, а журналист идет следом и стенографирует беседу двух прохожих. Напоминаю, мы на антивоенном митинге. Понимаю, кажется что на кухне у автора, но нет - на антивоенном митинге. Собственно чем-то подобным и заканчивается дискуссия, когда просишь у оппонента привести доводы. “Этот будет, а эти точно нет”. А почему? А черт его знает. Снизошло вот сверху знамение, духи подсказали, Лехич Навальный с кичи передал в инстаграм беседы перед отбоем. Выбирайте на свой вкус, спектр доводов широк и прекрасен.
Некоторых из слушателей дебатов забирает полиция. Задержания на Страстном бульваре то возобновляются, то снова затихают — а группы протестующих продолжают бродить по нему туда и обратно. «Блин, как-то здесь тухло. Пойдем поедим?», — говорит одна девушка другой. Постепенно начинают скучать и полицейские с ОМОНом, некоторые из сотрудников снимают свои шлемы и иногда лениво говорят своим коллегам «давай еще парочку завинтим тут, и все».
Я прям чувствую масштаб и значимость мероприятия. Местами кажется что у меня во дворе на детской площадке был такой же. Разве что без участия ОМОНа.
У края проезжей части, недалеко от входа на станцию «Тверская» протестующие громко скандируют «Нет войне!». Кажется, что большинство — студенты и что среди собравшихся только единицы старше двадцати пяти. У девушек волосы окрашены в яркие цвета, а вместо макияжа на лице написаны протестные лозунги. Когда с десяток полицейских косяком движется в их сторону, они бегут к Маяковской. Корреспондентка “Новой” бежит с ними: у входа в метро становится понятно, что здесь на самом деле пара сотен человек. Не так много, но больше чем казалось поначалу.
Не понял, что должна значить характеристика возраста протестующих в такой формулировке? Судя по описанию - дивергенты в лабиринте сумерек собрались свергать власть. Сидят в засаде в метро и мелкими группками выбираются наружу. Всем кажется, что это мелкое мероприятие, а в переходе метро целый засадный полк сидит.
В середине толпы идет девушка с короткими белыми волосами. Высоко над головой она держит плакат с надписью «Нет введению войск в Украину». Ее зовут Марго, в шутку она добавляет, что старше восемнадцати. Марго уже семь лет в активизме и выходить ей на улицу не страшно: ее не задержали после баннера на Невском с файерами, значит и сейчас возможно пронесет.
У девушки по крайней мере внятный лозунг. Попахивает тем что писал человек, который интуитивно или профессионально разбирается в теме. Семь лет вот уже гражданка этим занимается. Эффективность подобного каждый может оценить прямо в собственном онлайн-банке и глядя в окошко. Любопытно было бы узнать - это ее работа или папа с мамой содержат, но это журналисту было почему-то не интересно. Никто не знает - почему?
— На самом деле сложно оценить, сколько на улицу вышло людей. Многие приезжали на Тверскую, потом не понимали, куда идти дальше и уезжали. Этот митинг — стихийный, к такому люди не привыкли. Нужен лидер и четкий маршрут, — объясняет девушка свое видение сегодняшних протестов. Она не выйти не могла. — Какие нужны причины, чтобы не идти за мир и против войны? Какие тогда вообще останутся моральные координаты?
Если читатель находится в глубокой глубинке и не очень понимает где это все происходит - Пушкинская площадь - это самый центр Москвы. За 5-10 минут пешком можно добраться до Арбата, Красной Площади, Лубянки, Маяковской. Разумеется, прохожих там постоянно полно и понимать кто идет в метро, театр, бар, а кто “митингует” - не просто. Но прошу заметить, она прекрасно понимает, что у таких мероприятий должна быть организация. Без нее все закончится более чем предсказуемо.
Четкого понимания, куда идти ни у кого нет, но чем дальше от Пушкинской площади, тем меньше полицейских. Стихийно протест перемещается к метро «Маяковская». Оттуда на Триумфальную площадь. В руках у многих плакаты. «Нет войне» — самый частый лозунг, на листах бумаги его пишут всеми возможными цветами. На черном фоне. На фоне флага Украины.
То есть даже у оппозиционно настроенного журналиста есть четкое понимание что происходит черти-что. Из чего он сумел выдавить гигантский по объему материал. Признаю мастерство. В подобной ситуации многие бы звонили руководству с просьбой отозвать из-за отсутствия материала, а этот пишет и пишет. Фотографий, конечно, маловато, но оно и понятно - снимать то в общем нечего.
Фоном идет общий крик: «Украина нам не враг».
Интересный лозунг. Мне кажется, что его мог бы озвучить даже Ленин. Потому что в целом это правда. Нам с народом Украины делить особо нечего. Но дело в том что в современном правительстве Украины довольно часто звучат весьма враждебные, по отношению к России, лозунги, и, озвучивая подобное - хотелось бы понимать - что вы имеете в виду. Если что-то из цикла “Пролетарии всех стран, объединяйтесь”, то это одно дело, а если в поддержку текущего государства в Украине - совсем другое. И в последнем случае - найти поддержку внутри страны будет не так то уж и просто.
У перехода стоят три девочки, на вид им не больше шестнадцати лет. Ростом метр шестьдесят. Держатся в сцепке. Выглядят испуганно, но говорят уверенно. Утром после атаки на Украину они решили, что не могут не прийти. Особенно, когда из телевизора сплошная пропаганда.
Девочки в 16 лет смотрят новости по телевизору? Допустим, поверю. А те, кто их надоумил сходить на это мероприятие, разумеется, пропагандой не занимается, да?
Шествие продолжается в сторону «Белорусской» и там, кажется достигает своего пика. Беглым взглядом кажется, что по улице тянется больше пятисот человек. Оттуда переулками обратно к Тверской. Там полицейские, от одного их вида протестующие бегут за углы. Кто-то кричит: «Не бойтесь, их всего двое, мы пробежим». Полицейских на самом деле не двое. Они бегут в сторону митингующих и размахивают дубинками.
Задержаний почти нет — только точечные. За двумя прибегут полицейские, посадят на колени, потащат в автозак, остальные в это время разбегутся. Обратно полным составом собраться сложно. Криками митингующие пытаются координироваться, но получается не всегда. Комета постоянно теряет свой хвост.
Я удивляюсь, как в подобной ситуации МВД отчиталось о 600 задержанных. Такое впечатление что они не поняли о чем их спросили и выдали статистику о вообще всех задержаниях по всей Москве. Ну а как независимые правозащитники насчитали до человека 957 задержанных если в пике их было “больше 500” решайте сами.
Рядом со мной идет девочка в зеленой парке с белым букетом — маленькие розы. Рассказывает, что ее зовут Варя, а цветы в ее руках оказались случайно, хоть и выглядят здесь очень символичными. Их ей сегодня подарили, а вышла она за всех, потому что страшно. У нее родная сестра в Украине. Варя сегодня все утро проплакала.
А у этой девочки почему-то забылся возраст. У прошлых он был, а у этой потерялся. Нет, я не говорю что таких девочек там не было, может и были. Таких ситуаций действительно навалом. Просто, в данном случае - это какая-то тухлая попытка выдавить из меня слезу.
Люди идут в сторону «Баррикадной». К высокой женщине со светлыми волосами подходят полицейские. Один из них, мужчина средних лет в форме выхватывает из ее рук табличку с антивоенным лозунгом (из-за ракурса не разобрать, но точно антивоенный). Ломает пополам. Кивает головой — «будем разбираться в отделении».
Учись, уважаемый читатель. Ракурс для съемки выбран так что не разобрать что там написано, но “точно антивоенный”. Ну не “остановите рост цен” же там написано было? Но зато хорошо слышно что сказал полицейский.
— А за что? — спрашивает женщина.
— За шествие, — удивленно отвечаю
— Какое шествие? Я гуляю. А когда вас ***** [к черту] на фронт увезут и убьют, [что будете делать]? У меня трое сыновей. И что я должна сидеть и ждать, пока их отправят?
Гражданка как-то впала в шизофрению. “Она просто гуляет”, но тут же наговаривает столько интересного. Она просто гуляет исключительно там, где просто гуляют граждане, митингующие против войны. Причем вспомним что “просто гуляет” она с табличкой, на которой “точно антивоенный лозунг”. А вы так не делаете разве?
— Это у вас отправляют?
— Отправляют. Вот парня из одной деревни отправили. С четырнадцатого февраля о нем ни слова. А парню — 18 лет.
Шизофрения видимо не отпускает. “У меня отправляют одного парня из деревни”. В Украину отправили? Или в армию забрали? Звучит смешно, но наткнуться сегодня на человека, который между этими вопросами не видит разницы - никакого труда не составит.
Женщину отпускают. От полицейского ее оттаскивают другие женщины. Шествие продолжается.
Колонна идет от Баррикадной в сторону Белого дома. К десяти вечера здесь остается несколько десяток человек. Хором кричат: «Путин, выведи войска».
И на этом всё. Вон на таком вот мероприятии задержали 600 человек по официальным данным и 957 по “неполживым”. Правда судя по описанию - там столько не учавствовало. Но кого волнуют такие мелочи?
Итог. Разумеется, я не считаю что нужно быть “за войну”. Быть против войны вполне в человеческой природе. Однако как говаривал Ленин:
Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.
Хотят, упомянутые выше граждане, или нет, но выходя просто “против войны” они выступают в защиту интересов украинских олигархов. А поддерживая позицию нашей власти- в защиту интересов своих. Круто, правда? Как быть? А я не знаю. Альтернативных организаций, представляющих интересы рабочих обоих стран, я не вижу. И даже если считаю поддержку своих олигарков - сомнительной затеей, защищать чужих - еще и административно наказуемой. Хотя в либерально мыслящей тусовке наверное как раз это норма. В общем, если у вас есть свободный вечер - лучше поищите читательский кружок, где вам объяснят азы политэкономии.