Основная сложность дистанционного обучения состоит в том, что преподаватель не видит, кто перед ним сидит и сидит ли вообще. Как установить контакт и заинтересовать? Как построить онлайн-занятие так, чтобы студенты слушали преподавателя и участвовали в уроке?
Необходимость перейти из офлайна в онлайн вызывает сложность у многих преподавателей: нужно организовать занятие, подать и отработать материал, собрать обратную связь, разобраться с технической составляющей.
Кажется, что дистанционный формат ограничивает коммуникацию со студентами, но это не так — при желании можно сделать его максимально живым и вовлекаемым.
Для этого важно использовать многоформатность:
- преподаватель говорит — студенты слушают;
- преподаватель включает демонстрацию экрана, показывает презентацию, картинки или видео — студенты смотрят;
- преподаватель просит поставить реакцию, пройти тест, написать что-то на интерактивной доске — студенты взаимодействуют с учебным материалом;
- преподаватель делит студентов на группы — они контактируют друг с другом.
Чередуя формы коммуникации, вам будет проще удержать внимание студентов.
Подготовка к вебинару: несколько простых и, возможно, очевидных рекомендаций, которые не стоит игнорировать
- Напомните студентам о начале онлайн-занятия — интеграция Pruffme с профессиональным сервисом рассылок Unisender позволяет напомнить о предстоящем мероприятии за час до начала.
- До начала занятия проверьте интернет-соединение, работу камеры и микрофона. Как это сделать, подробно описали здесь.
- Включите запись вебинара: выберите то, что именно нужно сохранить (все элементы, видео + презентация, только видео или видео на презентации) и включить режим автоматической записи, если это необходимо — тогда запись начнется, как только вы выйдете в эфир.
4. Настройте студентов на работу: объявите тему и нарисуйте структуру урока на интерактивной доске, используя фигуры и стикеры. Не забудьте оставить свободное место для вопросов. Во время занятия студенты смогут вернуться к этой доске и сориентироваться по темам и структуре, что сократит количество однотипных организационных вопросов.
5. С самого начала завладейте вниманием аудитории с помощью креативных механик: например, предложите разгадать ребус по теме и написать ответ на доске, попросите отправить реакции в зависимости от настроения или угадать правдивый факт из нескольких предложенных. Можете даже предложить студентам использовать фон или маску — нужно лишь скачать и подключить к вебинарной комнате специальное приложение (например, Snap Camera). Подробнее об этом читайте в статье.
Подача материала и актуальный функционал Pruffme
- Дайте теорию
Чем меньше «говорящей головы», тем лучше: сделайте небольшое вступление и переходите к визуальным материалам. Используйте презентации, инфографики, видеоролики, таблицы.
Кроме привычной функции демонстрации экрана, Pruffme позволяет в один клик загружать картинки и аудиоматериалы, а также использовать видео — заранее записанные вами или загруженные прямо с YouTube.
Если вы даете материал на слайдах, напишите к ним комментарии — их будете видеть только вы. Больше не нужно подсматривать в листочки или открывать соседние вкладки, чтобы прокомментировать записи на слайдах.
- Организуйте практику
До начала теоретической части предупредите студентов о том, что впереди будут задания: это станет мотивацией внимательно слушать материал.
Выберите несколько подходящих форматов отработки изученной информации и чередуйте их. Инструментарий вебинарной платформы Pruffme позволяет реализовать множество идей. Это могут быть:
- опросы и квизы;
- ответы на вопросы в чате или «голосом» посредством подключения микрофона и камеры;
- карточки с играми, ребусами, кроссвордами — загрузите картинки и предложите писать ответы в чат или на стикерах интерактивной доски;
- работа в группах — студенты смогут обсудить материал и выполнить задания с помощью менеджера комнат Pruffme (можно создать отдельные интерактивные доски для каждой группы; на данном этапе отлично сработает функция виртуальной реальности от Pruffme — студенты погрузятся в более тесное взаимодействие;
- интерактивная доска — выполняйте задачи, создавайте таблицы и схемы, добавляйте заметки.
Что можно делать на интерактивной доске Pruffme во время онлайн-занятия.
- наглядно изображать теоретическую часть для лучшего запоминания;
- выполнять задания, используя стикеры, фигуры, стрелки, выделения цветом и шрифтом, чек-листы; комментировать записи и строить схемы;
- работать на доске, используя готовые креативные шаблоны (например, метод шести шляп или мозговой штурм) или создавая свои;
- заранее оформлять на доске задания по теме и отслеживать активность учащихся с помощью индивидуальных курсоров.
Заранее изучите инструменты доски (самостоятельно или с помощью команды Pruffme) и помните, что этот вариант может быть даже функциональнее привычной доски в аудиториях.
- Контролируйте, всё ли понятно
Это особенно важно, ведь в онлайн-формате нет зрительного контакта, с помощью которого часто можно определить, понятен ли студенту материал. Онлайн предлагает взамен другие инструменты: функция «поднять руку», чтобы подключиться и спросить, а также возможность сделать это в чате или в специальном разделе «Вопросы». Ваша задача как преподавателя — после каждого этапа делать «стоп» и выделять время на вопросы, ответы и уточнения.
Еще больше полезных функций от Pruffme — контроль присутствия, расширенная статистика и интеграция с Moodle
Контроль присутствия — инструмент, который помогает преподавателю проверить, действительно ли студент присутствует на занятии. Настройте запуск с определенной частотой: студенту нужно будет нажать кнопку «Подтвердить», а вы сразу увидите, сколько студентов активно участвует в занятии.
А подробная статистика отображает список присутствующих, продолжительность и процент пребывания на вебинаре, сообщения в чате и другие данные. Такая функция позволяет анализировать занятия и даже поставить положительные отметки самым активным студентам.
С помощью плагина Pruffme в системе Moodle преподаватель ВУЗа может в любое время создавать и проводить собственные онлайн-занятия, а учебно-методический отдел — отслеживать активность своих преподавателей и успеваемость учеников.
Завершение вебинара
- Подведите итоги занятия, сделайте анонс следующего.
- Соберите обратную связь от студентов с помощью опроса или короткого теста.
- Напомните студентам о том, что запись вебинара появится в личном кабинете (или продублируйте ссылку на запись в общий чат в мессенджере) — Pruffme конвертирует трансляцию в видео всего за несколько минут.
Как видите, инструментов для организации нескучного и продуктивного онлайн-занятия — множество. Задача преподавателя — разобраться с ними, подумать, как внедрить тот или иной инструмент в обучение. А результат не заставит себя ждать: возможности вебинарной платформы Pruffme помогут заинтересовать и вовлечь слушателей, креативно подать учебный материал, повысить эффективность обучения — такие занятия доставят удовольствие не только студентам, но и преподавателям.