Среди преподавателей АГУ мы нашли тех, кто служил в армии и с ностальгией вспоминает армейские годы.
Армия – маленькая жизнь
Алексей Алексеевич Тишкин, заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии АГУ:
Меня призвали в армию осенью 1983 года, после окончания 1-го курса в Алтайском госуниверситете (тогда не было отсрочки от воинской службы). Попал в РВСН (ракетные войска стратегического назначения). Службу проходил на Украине в Житомирской области.
Наша воинская часть в период моей службы была награждена орденом Красного Знамени (прикрепляю лист из своего дембельского альбома). Демобилизовался осенью 1985 года и продолжил свое обучение в АГУ. До сих пор поддерживаю связь с однополчанами. Служба в армии – это была такая маленькая жизнь в другом мире. Она оказалась своеобразным полигоном для понимания различных взаимоотношений между людьми, что позволило приобрести необходимый опыт, который пригодился в дальнейшей деятельности.
Наш «Славный» корабль
Василий Венеаминович Белозерских, старший преподаватель кафедры вычислительной техники и электроники ИЦТЕФ, служил в конце восьмидесятых годов в военно-морском флоте на базе города Балтийска:
Служба моя длилась почти три года и проходила на большом противолодочном корабле «Славный», который был длиной 150 метров со своим артиллерийским вооружением и вертолетом. Сейчас этого корабля уже нет. Когда я попал на корабль, то впервые за всю свою жизнь увидел такое огромное количество техники! На одном корабле ее было больше, чем во всей Курской области. Тогда и понял наконец, для чего нужна моя профессия, которой в дальнейшем посвятил жизнь.
Техника была разной, от механической до электронной. Например, механизмы сброса торпед и выброса ракет из шахт представляли собой пневматические средства. И когда происходил сброс, то хлопок был такой громкости, что матросы во время обеда роняли ложки.
За время службы я посетил много различных стран: Эстонию, Латвию, Германию. Танцевал на балу в Польше. Но больше всего мне запомнился именно путь к зарубежным землям, через Северное море и Атлантический океан. Мне, как молодому матросу, было очень интересно увидеть, как сменялись спокойные золотистые воды Балтийского моря на нежно-голубые волны Северного моря, а затем на сурово-зеленый цвет океана.
Конечно, служба моряка достаточно сложная, а каждый день – это целое приключение. Очень непросто обслужить такое количество техники, которая работает одновременно и представляет опасность несведущему человеку. Поэтому в первую очередь вспоминаешь своих друзей, которые поддерживали в трудную минуту. Мы все были как единый механизм, и если требовалось спасти свою жизнь, то ты стремился спасти и жизни товарищей. Даже если появлялись какие-либо разногласия, их решали сообща. Для меня служба на флоте запомнилась как золотое время моей жизни. Ничего похоже на корабельную службу на земле нет.
После армии мечты сбываются
Военная служба стала важным этапом в жизни Александра Германовича Редькина, доцента кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга Института географии АГУ. В армию он пошел по собственному желанию. Еще до службы поступил в Томский инженерно-строительный институт (ныне ТГАСУ), но быстро понял, что специальность инженера его не привлекает. Тогда он отчислился и отправился отдавать долг Родине. Распределили Александра Германовича в ракетные войска в город Мирный на Плесецкий полигон. Срочная служба длилась тогда два года и выпала для будущего кандидата наук на 1979–1981 гг.
Ракетные войска – элитный род войск, требующий особой ответственности и дисциплинированности. Именно эти качества, по словам Александра Германовича, и помогла ему развить служба. «Мужчине в армии не вредно побывать», – поделился с нами преподаватель. – Там и физическая подготовка улучшается, и развивается взаимовыручка. Кроме того, учишься жить в мужском коллективе, что пригождается потом в жизни».
Вспоминая об армейских годах, Александр Германович приводит в пример историю из самого начала службы. Сразу после призыва он с прочими новобранцами был распределен в отдельный учебный полк, так называемую учебку, где солдат готовили к должности младших командиров. Особое впечатление произвел командир полка, полковник. Выйдя к новобранцам, он тут же продемонстрировал обязательный минимум, которым каждый из них должен был владеть – подтянулся 15 раз на турнике. В дальнейшем командир еще не раз на своем примере показывал солдатам физические упражнения, выполнял их совместно с ними. Тем самым полковник словно доказывал, что все они здесь равны.
На вопрос о влиянии военной службы на научную деятельность, Александр Германович призадумался. А позже сказал, что определенную роль армия, конечно же, сыграла. После демобилизации он отправился за своей мечтой: всю жизнь увлекался географией и поступил в Томский государственный университет на специальность «геоморфология и эволюционная география». Служба помогла взрослее относиться к учебе, ответственно относиться к выбору своего пути и не отступать до конца.
Вспоминаю Антарктиду…
Евгений Петрович Петров, доцент кафедры медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью, канд. физ.-мат. наук:
Я пять лет учился в Петропавловск-Камчатском мореходном училище (1976–1981), выучился на штурмана дальнего плавания, присвоено звание лейтенанта. В настоящее время – капитан-лейтенант запаса.
Вспоминаются, прежде всего, за время учебы в училище дальние плавания – к Антарктиде с заходами в порты Фиджи, Новой Зеландии и Сингапура: для нас, советских ребят, все было в диковинку. Невиданные пейзажи (и пальмы, и айсберги – все в одном плавании), новые люди, необычная культура. В Антарктике заходили в море Дюрвиля, были на острове Кергелен. Попадали в сильные шторма в так называемых «ревущих сороковых». Через многие годы после окончания училища служба до того не отпускала, что являлась даже во снах: казалось, будто я в отпуске и вот-вот опоздаю на пароход. Мы и сегодня, когда общаемся с бывшими сослуживцами, вспоминаем все, что вместе пережили. В том числе и декабрь 1979 года: мы оканчивали четвертый курс, находясь на стажировке на военных кораблях, когда началась Афганская война. Ждали, что вместе с сухопутной начнут и морскую операцию, пребывали в боевой готовности... Что осталось после службы? Верные друзья и множество на памяти морских терминов. Скажем, знаете вы, какой узел самый сложный? Топовый!
Мне армия была необходима
Владимир Викторович Ярных, доцент кафедры культурологии и дизайна ИГН. Но мы не рассказали вам, что Владимир Викторович служил на Дальнем Востоке сначала в артиллерии, взвод управления 2ГСАДН, после чего его перевели в пехоту, третий взвод связи первого батальона. К 23 Февраля он рассказал нам о своей службе в армии:
Скажу так: мне армия была необходима. Для некоторых она − трата времени, но мне помогла взрастить важные черты характера, такие как ответственность, терпение и твердость в убеждениях.
Наш взвод ребят с Алтая отличался, мы брились не просто под машинку, а налысо. Угрожающе, но как эксперимент − просто огонь!
Условия были не из простых. С утра нужно быстро одеться, но не потому что свеча горит, а чтобы успеть к умывальнику, ибо на весь этаж − примерно 400 человек и всего два умывальника. Надо зубы почистить и побриться, потому как на осмотре утром не брит − сам виноват.
Про армию есть много историй, как веселых, так и не очень. Вот к примеру: однажды наводчик в артиллерии чуть-чуть перепутал координаты на учениях, и на ничего не подозревавшую и отдыхающую в окопах пехоту полетели снаряды. Конечно, никто не пострадал, так как снаряды попадали в нескольких десятках метров от окопов, но испугались знатно!
Есть мнение, что не всем служба нужна. Но если чувствуешь, что твое призвание, − иди. Чувствуешь, что нужны радикальные перемены, − иди. Тебе говорят, что ты не ценишь родных и то, что имеешь, − иди. Армия не просто показывает твои внутренние потребности, а учит. Порой жестко, неприятно, но поразительно продуктивно.
Газета «За Науку!»:
Сайт Алтайского государственного университета
#алтгу #агу #алтайский край #россия #события #военная служба #армия #война #ввс #служба