Ким Волошин
для «Джаз.Ру»
24 февраля 2022 исполнилось 75 лет музыканту, споры вокруг которого продолжаются уже практически полстолетия. Живущий в Вильнюсе саксофонист Владимир Чекасин обладает редкой способностью поляризовать мнения слушателей: большая часть тех, кто знаком с его музыкой, либо безоговорочно принимает её, либо безоговорочно отрицает. Обе стороны, как правило, не желают слушать тех, кто исповедует противоположную точку зрения.
Краткая биографическая справка. Владимир Николаевич Чекасин родился в 1947 г. в Свердловске (Екатеринбург), с шести лет начал играть на скрипке и фортепиано, с десяти — на кларнете, с 15 — на саксофоне. Окончил в 1965 году детскую музыкальную школу, в 1970-м — Уральскую государственную консерваторию им. Мусоргского. С начала 1970-х живёт и работает в Вильнюсе (до 1991 административный центр Литовской Советской Социалистической Республики, в настоящее время столица Литовской Республики).
Работа Чекасина в Литве с 1971 по 1986 годы была связана главным образом с его участием в трио, само название которого в XXI столетии стало предметом яростных споров его бывших участников. На международном рынке коллектив назывался чаще всего Ganelin Trio, а в советской литературе именовался также «Трио Вячеслава Ганелина», «Трио Ганелин — Чекасин — Тарасов», или, согласно формулировке ленинградского самиздатовского журнала «Квадрат» — «ГТЧ», по первым буквам фамилий участников: пианист Вячеслав Ганелин, барабанщик Владимир Тарасов, саксофонист Владимир Чекасин.
Трио сложилось в Вильнюсе, столице Советской Литвы, в начале 1970-х гг. («Литва — это, пожалуй, единственное место на земле, куда джаз принесли не американцы, а русские», писал обозреватель «Джаз.Ру» Михаил Митропольский). Из трёх музыкантов в Вильнюсе вырос только один, пианист Вячеслав Ганелин — он родился в Подмосковье, но с семилетнего возраста жил с семьёй в Литве, окончил Литовскую консерваторию по композиторскому отделению (1968) и уже с середины 60-х выступал на джазовых фестивалях как пианист. В 1969 родился дуэт Ганелина и переехавшего в Вильнюс из Архангельска барабанщика Владимира Тарасова, а в 1971 к ним присоединился саксофонист Владимир Чекасин, которого они встретили в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 70-80-е годы Трио Ганелина, разрабатывавшее сложное направление «композиторской импровизации» (то есть импровизации по подготовленным композиторским моделям, но в стилистике «свободного джаза»), выступало почти на всех советских джазовых фестивалях, затем — на фестивалях в странах просоветского «восточного блока» и, наконец, уже в 80-е годы — в странах Западной Европы.
ВИДЕО: трио Ганелин — Чекасин — Тарасов на Ленинградском джаз-фестивале 1976 г. (фрагмент фильма «Город. Осень. Ритм» )
Это было возможно благодаря тому, что с 1974 г. коллектив имел официальный статус: по документам это был «Ансамбль современной камерной джазовой музыки Государственной филармонии Литовской ССР» — первый коллектив авангардной импровизации в СССР с таким статусом. Трио Ганелина стало и первым советским новоджазовым коллективом, гастролировавшим по США уже на излёте своего существования, в 1986 году.
Программы Трио (так музыканты называли свои импров-сюиты, которые показывали на фестивалях) были изданы на 43 виниловых пластинках, позже многие из них переизданы и на компакт-дисках. Трио Ганелина было первым ансамблем «нового джаза», чьи записи были выпущены Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» — всего четыре альбома с латинскими названиями: «Con Anima» (1976), «Concerto Grosso» (1980), «Poi Segue» (1982) и «Semplice» (1982) — плюс несколько треков на фестивальных пластинках, включая «Джаз-78».
В 1987 г. пианист Вячеслав Ганелин переехал в Израиль, и трио перестало существовать. Но к этому времени Владимир Чекасин уже давно занимался другими направлениями работы.
Краткая биографическая справка (продолжение). С 1975 года Владимир Чекасин работал в области кино и театра: в 1991 г. фильм режиссера Павла Лунгина «Такси-блюз» с музыкой Чекасина получил первый приз на кинофестивале в Каннах. В кадре Чекасина не было: он озвучивал игру главного героя, которого играл Пётр Мамонов, не умевший играть на саксофоне.
В 1992 г. фильм «Bolero, or provincial melodrama with emotional outburst», где Чекасин был композитором и режиссёром (сорежиссёр Михаил Безчастнов) получил первый приз на фестивале Post-Montreux. Театральные постановки с музыкой Чекасина много лет шли на центральных сценах Москвы.
Чекасин оказал огромное воздействие на формирование национальной джазовой школы в Литве — как через последователей (Пятрас Вишняускас, Витаутас Лабутис, Олег Молокоедов, Гедиминас Лауринавичюс, Леонид Шинкаренко), так и через прямых учеников. И здесь чрезвычайно важна роль Чекасина-педагога: с 1975 по 2002 г. он преподавал в Вильнюсской консерватории (с 1992 — Литовская Академия музыки).
Среди его учеников были певица Неда Малунавичуте, саксофонисты Пятрас Вишняускас, Витас Лабутис, Людас Моцкунас и другие нынешние звёзды литовской и европейской джазовой сцены. Ещё в советскую эпоху, в 80-е годы, биг-бэнд Вильнюсской консерватории несколько раз был признан лучшим джазовым оркестром в Советском Союзе.
В 2017 все три бывших участника легендарного вильнюсского трио, в том числе Владимир Чекасин, были удостоены национальной премии Литвы в области культуры и искусства. Впрочем, за три десятилетия, прошедших с тех пор, как трио прекратило существование, позиции его участников — и эстетические, и личные — разошлись весьма далеко. Хотя в феврале 2017, после вручения премии, они и сыграли в Вильнюсе вместе, вскоре между ними произошёл разрыв, и следующие примерно полгода они публично занимались выяснением наболевшего, в том числе и через наше издание. Впрочем, вряд ли это предмет для юбилейного очерка.
ВИДЕО: Ганелин, Чекасин, Тарасов. Последнее выступление вместе (Вильнюс, 17 февраля 2017)
Владимир Чекасин продолжает активно выступать, вплоть до недавнего времени регулярно появлялся с различными проектами и на российских джазовых фестивалях.
Вот как, например, наше издание описывало его выступление на Днях джаза Владимира Резицкого в Архангельске осенью 2016 года:
Можно ли построить полноценный драматургический конфликт на одном разрушении? Чекасин, которого за эту творческую методику публика его прежней концертной серии в ЦДХ по аналогии с волшебником Гудвином из сказки окрестила «Владимир Николаевич, Великий и Ужасный», уже тридцать лет доказывает, что да, можно. Публика частью сомневается, а частью и соглашается: Чекасин умеет убедить — энергия деконструкции, исходящая из потока издаваемых им звуков, и впрямь может быть сокрушительной.
Но даже «великому и ужасному» нужен партнёр. Можно несколько, но годится и один, особенно если этот один — и сам импровизатор приятно крупного калибра. В архангельском случае это был московский пианист Андрей Разин — в обычной жизни лидер трио «Второе Приближение», где он пишет и играет музыку, скорее, ганелинского склада: подготовленные, хорошо рассчитанные, надёжно выстроенные композиторские модели, в реализации которых остаются обширные «окна» для импровизации. Но Разин — не Ганелин, он не противостоит Чекасину и уж тем более не пытается использовать пронзительный напор саксофониста как краску в некоем целом: он ведь здесь не лидер, а приглашённый партнёр, которому остаётся только следить, чтобы не слишком часто становиться для тёмной энергии «Чека» боксёрской грушей. Разин, тем не менее, стремится найти в сокрушительном напоре чекасинской деструкции какие-то пространства, в которых можно начать выстраивать некую конструктивную музыкальную ткань. Характерно, что как только Чекасин обнаруживает эти попытки, он тут же врывается в них и разваливает, разрушает, буквально вытаптывает. Можно ли на этом построить 50-минутную сюиту? Можно. Чекасин умеет захватить и удержать внимание публики, какими бы средствами это не делалось. Вот и в Архангельске, видимо, не хватало какого-то штриха, какой-то, как это было принято в безумные 80-е, «мульки», с которой можно было бы начать спектакль тотальной музыкальной деструкции. За минуту до начала шоу Великий и Ужасный этот штрих нашёл. «Ты забыл концертные ботинки надеть», сообщил ему пианист. «А, забыл», спокойно согласился Чекасин — и пошёл на сцену. На ногах у него были ослепительно белые гостиничные тапочки.
ВИДЕО: Владимир Чекасин и московский пианист Андрей Разин. Дуэтное выступление на Днях джаза Владимира Резицкого, Архангельск, октябрь 2016. Фрагмент программы «Концепция — вторжение в классику»
Среди российских партнёров ЧеКа был и московский саксофонист Алексей Круглов, Они представляют разные поколения, пришедшие в джаз, соответственно, в конце 1960-х и в конце 1990-х, а сотрудничают с 1999 года, когда «Великий и Ужасный» стал приглашать совсем ещё юного Круглова в свои проекты: в то время у базирующегося в Вильнюсе ветерана советского джазового авангарда был регулярный концертный абонемент в концертном зале Центрального Дома художника в Москве. В начале 2000-х Чекасин и Круглов сотрудничали в самых разных направлениях: тут были и инструментальные проекты, включая музыку для кино, и театр, и различные полижанровые представления.
После долгого перерыва музыканты продолжили сотрудничество в 2017 году: в студии Электротеатра Станиславский в Москве они сделали запись, построенную на авторской музыке дуэта, поэзии и палиндромах Алексея Круглова. Чекасин на этой работе — не только музыкант (саксофоны и электроника), но и художник, потому что каждая пьеса представлена не только треком в записи, но и визуальной составляющей в виде графической партитуры, нарисованной самим «Великим и Ужасным». Тексты и партитуры можно увидеть в буклете альбома как в электронном издании, так и в физическом. В 2020 г. запись вышла на московском лейбле FancyMusic под названием «Aspect Ratio». Наш канал писал об этом в апреле 2020.
Доброго здоровья Великому и Ужасному.
СЛУШАЕМ: Владимир Чекасин на фестивале «Осенние ритмы-85» в Ленинграде. Фрагменты композиции «Диалоги»
Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!