Найти тему
ИНФРА-М

О публикационной пассивности в вузах

Старший научный сотрудник Международной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Илья Прахов исследовал деятельность профессорско-преподавательского состава вузов и выяснил, что даже в ведущих университетах, где акцент делается на науку, аудиторная работа занимает более чем в 2,5 раза больше времени, чем исследовательская. Преподаватели отмечают, что лекции, семинары, проверка курсовых и дипломов занимают то время, которое нужно для проведения качественной научной работы и публикации в рейтинговых журналах.

-2

Помимо аудиторной нагрузки существует и проверка домашних заданий, индивидуальное обучение с учащимися, репетиторство и подготовка к занятиям. Основной деятельностью является именно преподавание, оно же и наиболее затратно по времени: в среднем 21 час в неделю на занятия в вузе и 15 – на внеаудиторную работу. На административную деятельность уходит в среднем 17 часов в неделю, на научную – 11,5 часов.

Проект «5-100» по адаптации университетов к мировым стандартам, который проходил с 2012 по 2020 год, активизировал научную работу в вузах, однако это имело и негативную сторону: появилось большое количество некачественных публикаций. Это связано как раз с большой аудиторной и бюрократической нагрузкой на профессорско-преподавательский состав: исследователи искали простые публикационные стратегии, которые занимали бы меньше времени.

С октября 2021 года стартовала программа «Приоритет-2030», цель которой – развитие университетов и повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Уже сейчас в вузах, отобранных для предоставления специальной части гранта, заметны позитивные изменения в структуре, программах и оборудовании: поэтому можно предположить, что программа создаст благоприятные условия для проведения качественных научных исследований в вузах.

-3

Хотя обучение и занимает бóльшую часть времени, опрос преподавателей показал, что оно предпочтительнее в качестве ключевой деятельности. Для тех, кто все-таки стремиться создавать научные работы, издательский холдинг ИНФРА-М предлагает оформить подписку на информационно-образовательную среду ZNANIUM. Она предназначена не только для учреждений высшего и среднего профессионального образования, но и для частных лиц: онлайн-доступ к большому фонду литературы и модуль интеллектуального поиска и анализа публикаций обеспечивают основу для научного исследования. Подробнее на https://znanium.com/.