В Казахстане жизнь нелегкая, особенно в сельской местности. Но меня приятно удивило в селах, что люди охотно помогают друг другу чем могут. «Потому что соседа никто не выбирает, а Бог подбирает», – так ответила Карлыгаш на мое удивление и рассказала о красивой казахской традиции.
В казахской культуре есть интересное понятие «право соседа». Эта древняя традиция жить с соседом в мире и согласии, которая опирается на религию и исторический опыт казахского народа.
В прежние времена казахи странствовали по степи. Условия жизни были суровыми. Лихие ветра, жестокие бураны, засухи, мор животных, голод, стычки с другими племенами – справиться в одиночку невозможно.
В испытаниях на прочность степь никого не щадила. Неудивительно, что жители кочевья старались поддерживать друг друга, невзирая на разницу в достатке и социальный статус. Так выработалось особенное отношение к людям, живущим бок о бок.
Надежный сосед ценился на вес золота. У казахов даже есть поговорка – сосед, который рядом, ближе дальнего родственника. Ведь именно он первым придет на выручку, поможет разделить радость и печаль. Конечно же, доброе отношение должно быть взаимным.
Чтобы укрепить добрососедские отношения и помочь новым людям гармонично влиться в жизнь кочевья, казахи проводили специальную праздничную встречу, называемую ерулик. Говорят, что традиция ерулик беру лежит в основе известного на весь мир щедрого казахского гостеприимства.
Ее истоки уходят в древние времена. Казахи, будучи кочевым племенем, хорошо понимали тяготы странников, поэтому, когда жители аулов видели людей, идущих с грузом от одной кочевки до другой, то из сочувствия приглашали их в юрты – подкрепиться, пообщаться, набраться сил перед дальнейшей дорогой.
Традиция ерулик беру переходила от поколения к поколению, став частью национальной культуры. А праздник ерулик – гостеприимство по отношению к новоселам. Когда в ауле появляются новички, местные накрывают щедрый дастархан.
Обычное угощение – блюда из конины и баранины: ароматный бешбармак, горячий куырдак, аппетитная самса. Обязательно подают чай, сухофрукты, сладости, курт.
За богатым застольем люди общаются часами, дети и молодежь состязаются в конкурсах и играх. Совместное пение – также непременная часть ерулика. Время летит незаметно, а приезжие и местные быстро сближаются.
Первое близкое знакомство не ограничивается общением. Если у новоселов есть нехватка в предметах первой потребности, а в прошлом это, как правило были вода и дрова, то их выручают хозяева праздника.
Еще одна красивая традиция – специальные дары для молодой супружеской пары, которая переехала жить в аул. Старожилы дарят утварь и другие вещи для домашнего хозяйства, а потом провожают молодых домой, чтобы сделать шашу. Это – разбрасывание сладостей и мелких монет. Пожелание радости и процветания на новом месте.
К сожалению, традиция ерулик уходит в прошлое. Даже в сельской местности ее не везде соблюдают, а в больших городах и того реже. В прошлое уходит еще один прекрасный обычай прощания с родней и людьми, которые живут рядом – ажырасу көже. Раньше перед переездом тоже накрывали дастархан, потому что уехать незаметно считалось невоспитанным.
Для меня было в новинку, что в религиозном учении мусульман также есть ряд особых обязательств, называемых соседским правом. Например, вменяется в обязанность присматривать за семьей и домашней скотиной соседа, который на время покидает дом. Помогать ему при строительстве, а также не запрещать использовать как подпорку стену своего дома, если это не наносит вреда.
Полагаю, легко относиться с добром, когда человек хороший, а вот с неприятными людьми общаться не хочется. Но казахи верят, что тех, кто будет жить с вами рядом, не выбирают, их дает Создатель. Поэтому доброе отношение и уважение становится незыблемым правилом.
А как вы думаете, что лучше: поддерживать с теми, кто живет рядом, близкое общение, быть в хороших, но не приятельских отношениях или же ограничиваться вежливостью при встрече?