Найти в Дзене
Радио Шансон

Подпольные «Соловьи». Как ансамбль «Слепые» покорил слушателей, но разозлил советскую власть

У этого коллектива два названия: лиричное «Курские соловьи» и настораживающее «Слепые». Второе стало нарицательным, когда песни ансамбля ушли в народ. Как это получилось и почему «Курские соловьи» оказались неугодны властям? С середины ХХ века в Курсе работал (и работает до сих пор) единственное в стране музыкальное училище-интернат для слепых. Там учился Александр Михель. Музыка была для него всем: любовью, смыслом, отдушиной. На бобинную магнитолу во время посиделок с друзьями он записывал блатные и хулиганские песенки. Прямо на третьем этаже общежития, приправляя исполнение алкоголем, чтобы придать настроение, и ревербератором, чтобы на записи появилось атмосферное эхо. Когда студенты разъезжались на лето по своим городам и селам, в дорогу они брали с собой ту самую общажную запись Михеля. Несмотря на не очень хорошее качество пластинки, душевность исполнения нравилась всем. Песни пошли в народ. Михеля и его друзей назвали «Курскими соловьями». А когда слушатели узнали, что поют нез

У этого коллектива два названия: лиричное «Курские соловьи» и настораживающее «Слепые». Второе стало нарицательным, когда песни ансамбля ушли в народ. Как это получилось и почему «Курские соловьи» оказались неугодны властям?

С середины ХХ века в Курсе работал (и работает до сих пор) единственное в стране музыкальное училище-интернат для слепых. Там учился Александр Михель. Музыка была для него всем: любовью, смыслом, отдушиной. На бобинную магнитолу во время посиделок с друзьями он записывал блатные и хулиганские песенки. Прямо на третьем этаже общежития, приправляя исполнение алкоголем, чтобы придать настроение, и ревербератором, чтобы на записи появилось атмосферное эхо.

-2

Когда студенты разъезжались на лето по своим городам и селам, в дорогу они брали с собой ту самую общажную запись Михеля. Несмотря на не очень хорошее качество пластинки, душевность исполнения нравилась всем. Песни пошли в народ. Михеля и его друзей назвали «Курскими соловьями».

-3

А когда слушатели узнали, что поют незрячие люди, «Соловьи» получили второе имя — «Слепые».

«Курские соловьи» разлетелись по стране и, говорят, даже звучали в «Голосе Америки», но это не точно. Коллектив стал давать камерные концерты и исполнять дворовые песни, почти не боясь советской власти, которую мог не только смысл композиций не устроить, но и наличие в них крепких словечек. Уже за это можно было отправиться в лагеря.

Есть мнение, что последней каплей для блюстителей порядка стала песня «Случай в Курске». О двух солдатах-срочниках, сбежавших в конце 60-х из части вместе с оружием: они влезли в квартиру возле вокзала, убили семью, которая там проживала, а потом из окон стали стрелять по прохожим. Считается, что их преступление было актом протеста против Советской власти.

Когда песня об этих событиях стала известна, у «Слепых» начались проблемы. Какие именно, точно никто не рассказывает. Но ансамбль распался. Александр Михель вернулся на Алтай и продолжил играть на баяне. Недавно его приглашали в программу к Андрею Малахову, где он исполнил одну из главных песен своего ансамбля.

Другие «Соловьи» разъехались и остались звучать только на подпольных пластинках.

Вот, послушайте их прочтение «Сероглазой шалуньи». Ну, красота же! Это уже позже современная публика узнает песню в исполнении Бутырки. А полвека назад она звучала от тех самых «Курских Соловьев».