Найти тему

Расставляем правильные ценности у детей

Оглавление
…Вроде, казалось бы, многие сдают экзамены и куда-то поступают, и я смогу. Есть еще время на подготовку к успешной сдаче экзаменов и поступление.
Но месяц за месяцем время неумолимо летит, результаты пробного тестирования не становятся лучше, концентрация теряется, появляются дополнительные трудности дома, и всё...
Экзамены провалены, с такими баллами мечтать о поступлении глупо. В голове стали появляться мысли, что жизнь окончена. У всех одноклассников новые цели, радость, они заканчивают школу, думают о поступлении, а у меня — ни целей, ни счастья, лишь огромная пропасть. Единственный вопрос, который крутится в голове: «Что делать дальше?». Школа окончена, аттестат о среднем образовании получен, экзамены провалены. И я не сразу, но понимаю, что нужно взять себя в руки и серьёзно задуматься о новых планах…»

Это ситуации, с которыми дети часто сталкиваются в жизни. И сталкиваются именно ближе к выпускным классам (9 и 11 классы), когда ребенку предстоит пройти экзаменационные испытания, близкие и родные дома накаляют ситуацию словами, наталкивающими детей на подобные мысли, что-то вроде «если не сдашь экзамены хорошо, то все, будешь сидеть дома или пойдешь работать дворником, сторожем, в армию и т.д., в то время, как все другие смогут продолжить учиться и станут… что позволит им больше зарабатывать». То есть родители тем самым сразу стратифицируют общество по успешности сдачи экзаменов и рисуют будущее ребенку мрачными красками, как единственно возможный путь развития. Усиливать подобный эффект родители начинают сразу после того, как ребенок пошел школу, когда говорят: «если не будешь хорошо учиться – станешь… или жизнь будет не очень». Есть, конечно, и другая крайность, когда ребенку все дозволено и ничего не объясняют о значимости и необходимости образования.

Давайте вместе со школой «Дом Знаний» разберемся все ли здесь верно и что здесь не так. Для этого постараемся найти ответы на 3 вопроса:

  • Действительно ли смысл обучения во внешнем признании учителями и родителями, а цель обучения в школе – это успешная сдача экзаменов?
  • Нет ли альтернативы после школы в случае неуспешной сдачи экзаменов и всем ли надо идти учиться дальше?
  • Действительно ли средняя успеваемость в школе и отметки в аттестате прямо влияют на материальное благополучие в будущем?

Начнем с первого вопроса. Давайте представим спортсмена, например, боксера, который готовится к ответственным соревнованиям. Он ежедневно идет на тренировки и отрабатывает каждый прием по много раз, оттачивает мастерство, доводя до автоматизма каждое движение. Основная цель – выиграть соревнования, а не поддержание здоровья. Но может ли затем этот спортсмен всегда успешно противостоять борцу или универсальному бойцу? Конечно, не всегда, ведь его учили, что нельзя бить ногами, головой, запрещали бороться и т.д. То есть боксер, который всю жизнь обучался только биться руками, чтобы выиграть соревнования, может оказаться бессилен на улице, когда возможно нужно будет защитить себя или близких. Также и наоборот, у борцов. К тому же такая усиленная подготовка часто заканчивается нанесением непоправимых увечий здоровью, тогда как изначальная цель должна была быть именно улучшение физического состояния.

-2

Примерно так происходит и в школе. Согласно различным опросам родителей и учащихся большинство считает, что они учатся ради успешной сдачи экзаменов. Для чего учащиеся все время тратят на отработку примеров, задач, заданий, которые могут встретиться на экзаменах. И вот вырастает отличник, который может хорошо решать задания и писать сочинения, но не может толком применить эти навыки в жизни. Потому что в жизни нужно не это. Школа в большинстве случаев занимается наполнением голов учащихся некой суммой знаний. Нужны эти знания или нет, учащийся судить не может, он должен просто принять на веру их жизненную необходимость и послушно следовать за учителем, заучивая и осваивая все новые и новые теоретические и (в гораздо меньшей степени) практические положения.

Задача школы - дать возможность школьнику осознать смысл каждого предпринятого им шага на пути к знаниям, научиться самому ориентироваться в процессе познания. А задачей системы оценивания должно стать выяснение текущих затруднений ученика для организации коррекционной работы. Школа и ученик должны быть по одну сторону баррикад, чтобы цель была у ученика, а учитель становился его помощником, навигатором в зоне знаний.

-3

Очень важно дать ребенку хорошую подготовку, базу, чтобы он мог адаптироваться в быстро меняющемся мире. Для этого важно идти за интересом ребенка, искать хорошую школу и хорошую среду. Вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы, попав в нее он подобно другим питал знания и становился мотивированным к дальнейшему развитию. В этом должны принимать участие все участники образовательного процесса (ученик, учитель, родитель, администрация). И в среде, в которой ученики смогут найти хоть какое-то функциональное применение полученному образовательному результату, будет гораздо комфортнее и интереснее, появятся здоровые увлечения, отношения и мотивация. Нежели в среде, где он все время только должен, должен знать, ради чего-то или ради кого-то, чтобы кому-либо что-то показать или доказать, не совсем осознавая пригодится ли где-нибудь и когда-нибудь в жизни что-либо из этого.

И конечно же, отвечая на вопрос о смысле обучения, то это точно не внешнее признании учителями и родителями, и не успешная сдача экзаменов, а именно познание внешнего мира. (именно на этом и строится педагогическая модель образования в онлапйн-школе «Дом Знаний»).

Во втором вопросе прежде всего хотим отметить, согласно Конституции Российской Федерации, родители обязаны обеспечить получение детьми только общее образование. Кроме того, число мест в ВУЗах ограничено не для отсева и социальной стратификации общества, а из-за того, что государство обеспечивает подготовку кадров исходя из расчета потребностей для отраслей экономики. И если кто-то захочет подготовить под себя дополнительное число кадров или переподготовить имеющиеся, то это не запрещено и без проблем возможно и такое.

-4

Также, согласно приводимой различными источниками статистики мало кто из выпускников ВУЗов идут трудоустраиваться по специальности; мало кто из поступивших оканчивают успешно, да так, что становятся действительно профессионалами своего дела; а иногда и случается так, что профессия в скором времени исчезает по причине развития технологий.

Но давайте сначала разберем какие могут быть варианты, если не совсем удачно сдал экзамены в школе и не пошел учиться дальше:

- Пойти работать

Конечно, если ученик только закончил школу, то профессии у него еще нет, хотя в школе «Дом Знаний» имеются профориентационные курсы и профподготовительные кружки. Но есть много профессий, которые не требуют глубоких знаний предмета, а требуют только некоторых навыков. Например, кассир, курьер, грузчик, уборщик, продавец, официант и много других. Ученики «Дома Знаний» могут пройти курсы программирования, робототехники и много других, что существенно увеличивает шансы на трудоустройство. Не надо бояться и надо рассматривать каждый из вариантов. Можно выбрать самую денежную профессию, решая задачи накопления капитала, несмотря на то что работа не нравиться, и она тяжелая, а можно выбрать более интересную и увлекательную, что позволит развиваться и дальше в этом направлении. Главное – есть возможность уже зарабатывать, появится представление о трудовых отношениях, появятся дополнительные навыки, разовьются навыки планирования семейного бюджета, появится более лучшее представление о профессиях, что дает возможность сделать более правильный выбор в вопросе куда идти учиться, а еще – понимание того, как сложно достаются деньги, которые зачастую не хватают для удовлетворения всех потребностей и желаний.

-5

- Пересдать экзамены и пойти в ВУЗ на год позже

В этом варианте есть возможность переосмыслить все еще раз, отдохнуть немного, оценить свои ошибки и причины их возникновения, составить программу и план подготовки к уже более успешной сдаче экзаменов. Как уже отмечали выше, нужно хорошенько подумать над этим вариантом, потому что не все студенты получают диплом, у кого-то меняются интересы, пропадает желание, появляются новые специальности, профессии и тренды, меняются технологии, типы управления, идеи. Можно поступить на заочное отделение, параллельно совмещая учебу и работу. Такой вариант для некоторых более эффективен, так как позволяет получать образование совмещая с практикой, зарабатывая первоначальный капитал, строя карьеру и формируя опыт. Многое здесь зависит от ценностных установок и моральной готовности. К тому же такой вариант позволяет получить преимущество относительно многих выпускников, которые вроде учились, но не выучились и не имеют соответствующего опыта. А для работодателя сегодня более важен не диплом, а образование, состоящее из знаний, умений, навыков, опыта, ценностных установок, универсальных учебных действий, компетенции. Школа «Дом Знаний» сможет вам помочь как с подготовкой к экзаменам, так и с профориентацией.

-6

- Найти себя

Можно, конечно, собраться с мыслями и найти себя в чем-либо еще. Наверняка у многих есть какие-либо увлечения, которые могли бы помочь ребенку найти себя в жизни и как-либо проявить себя, занимаясь любимым делом. Кто-то увлекается кулинарией и может на этом зарабатывать, готовя на заказ, либо сотрудничая с различными заведениями, тем самым развивая свои кулинарные навыки. Кто-то увлекается компьютерными играми и мог бы писать сценарии игр под конкретные цели и задачи разработчиков игр. Например, познавательные игры, развлекательные игры и т.д. Все они имеют цель, миссию, правила, персонажи, сценарии и т.д. Тем самым также можно найти и проявить себя, а также взглянуть на свое увлечение с обратной стороны. Может так случится, что детское увлечение может перерасти в реальную работу и стать самой большой целью в жизни, позволяя параллельно зарабатывать. Для того, чтобы найти себя и понять, чем заниматься, нужно отдохнуть, привести свои мысли в порядок, собраться силами и начать искать то, что по душе и как можно это реализовать.

-7

- Пройти стажировку и курсы

Есть еще возможность пойти стажироваться, параллельно проходя обучение на различных курсах (можно предложить свои). В интернете, либо через знакомых можно найти множество объявлений о прохождении стажировки. Например, если хочешь стать журналистом, то можно пройти стажировки на различных участках работы, которые пригодятся в будущей работе. То есть, научится писать статьи, редактировать, вести блог. Можно выбрать и другие варианты, например, SMM, маркетинг, программирование и много другого. В конце концов курсы могут стать альтернативой ВУЗу и началом карьеры.

-8

В итоге, если вам не удалось поступить в ВУЗ, первое, что нужно понять и принять: унывать точно не стоит. Ведь это никак не решит проблему и тем более не создаст желания делать хоть что-то для движения вперёд. Все предложенные варианты хороши, если знать, чего хотите. Нужно просто решить, что делать дальше. А если для получения будущей профессии, согласно квалификационным требованиям, все же нужен диплом, то можно попробовать поступить на следующий год, либо проходить обучение заочно. Но перед поступлением лучше все же поработать в направлении, связанным с работой, чтобы понять профессию лучше, стать ответственнее.

В третьем вопросе, определяя, действительно ли средняя успеваемость в школе и отметки в аттестате прямо влияют на материальное благополучие в будущем, можно отметить, что в обществе прямой корреляции не наблюдается, по крайней мере в том смысле, что ВСЕ богатые люди учились в классе лучше всех.

Уровень образования в разных обществах всегда являлся основным инструментом социальной стратификации. В данном контексте речь идет именно о доступности образования, а не об уровне внутри слоев общества, имеющих доступ к качественному образованию. Есть также мнение, что все классы общества отличаются также стилем жизни, который формируется предпочтениями (одежда, музыка, способы проведения досуга, политические взгляды и др.).

-9

Но давайте посмотрим на основные отличия между теми, у кого средний бал в аттестате ближе к тройке и теми, у кого ближе к пятерке. Отличники, в отличие от троечников, более активнее принимают участие в различных формах культурной жизни, больше читают художественную литературу, больше ходят в театр, регулярнее ходят на профилактические осмотры к врачам, меньше едят вредные продукты, реже курят, более грамотны в различных аспектах жизни. Однако экономическое неравенство между ними все же не столь очевидное. На это влияет множество факторов.

Дело в том, что среди отличников примерно 2/3 это девочки, которые зачастую не занимаются построением карьеры наравне с мужчинами в виду общепринятых семейных обязанностей по воспитанию детей и бытовых дел. Кроме того, если глянуть на вилку размеров заработных плат, то вверху находится большое количество сотрудников правоохранительных органов, которые в основе не отличники. Также существенное влияние оказывает такой фактор, как начальные «стартовые» условия развития (капитал, связи при трудоустройстве, место проживания, знакомства). Все это в целом и дает такую статистику.

Но если глянуть на отличников в целом, то большинство из них имеют изначально лучшие условия для поступления в лучшие ВУЗы, имеют лучшее базовое образование, которое позволяет более быстро адаптироваться к происходящим в жизни изменениям. И это позволяет им выбирать более привлекательные профессии; вокруг их строится работа в коллективе, и они являются в результате этого основным «мозгом» в нем. Все это позволяет им иметь высокий порог минимальной заработной платы и бОльшие шансы на ее рост в будущем.

-10

Конечно, есть и исключения. Школа – это первый формальный институт, с которым сталкивается ребенок. В школе детям приходится иметь дело с системой формальных и безличных правил, которые постоянно ранжируют их на основании того, насколько хорошо они справляются с требованиями. Базовое деление проходит между теми, кто признает эту систему правил, доверяет воплощенному в ней авторитету и ассоциирует себя с ее целями (что в школьном контексте означает готовность учиться тому, что написано в учебниках, и подчиняться школьным правилам), и теми, кто в той или иной форме бросает ей вызов. Те, кто доверяет институциональному авторитету, тщательно делают домашние задания и слушаются учителей, после школы начинают слушаться врачей, финансовых экспертов и дипломированных искусствоведов. Те, кто, помимо этого, начинает понимать все происходящее, имеет свое мнение и по жизни будет пользоваться этим правилом.

Все это и является аргументом против идеи использовать повышение доступности высшего образования как средства обеспечения социальной мобильности. Ведь высшее образование, которое можно сделать доступным для плохо успевавших в школе учеников, никакой мобильности им не обеспечивает. Повсеместность высшего образования не привела к большей экономической отдачи. Это еще один фактор в дополнение к второму вопросу нашей статьи.

И те отличники, которые наделены дополнительными способностями, которые ориентируются в жизни и могут проложить себе путь, которым также улыбнулась удача, могут добиться очень высоких достижений в плане материального благополучия.

Подводя итог, мы видим, что никогда не стоит отчаиваться. Всегда, на любом этапе жизненного пути, есть возможность немного остановиться, отдохнуть, а затем задуматься над будущим и выбрать верное решение из их большого разнообразия. Мы показали, что в ваших руках, а школа «Дом Знаний» всегда поможет вам в правильной подготовке к жизни, поможет в изучении мира, поможет разобраться в многообразии профессий и всегда будет рядом с вами.