Однажды, когда я гостила в доме жителей узбекского кишлака, к ним пришел пожилой мужчина и стал выспрашивать о доходах, хозяйстве и детях. Ему обрадовались как родному, пригласили к столу и честно ответили на все вопросы, а позже рассказали мне, что это махалляком — местный авторитет.
Помню, меня всегда удивляло необычное разделение узбеков по махаллям. Их нет ни на одной географической карте, но по сути это мини-государства в квартале. Узбеки считают махаллю хранительницей древних традиций, а я раньше ошибочно полагала, что так называют кишлаки. Поэтому сильно удивилась, когда узнала, что махалли есть и во всех крупных городах Узбекистана.
Просветили меня жители кишлака, к которым я случайно попала в гости. Как выяснилось, махалля в независимом Узбекистане на законном основании признана органом самоуправления граждан, а возникла такая необычная территориальная единица в глубокой древности. По одной из версий — в VII веке, когда арабы проникли на территорию Центральной Азии.
Когда-то ремесленники и их родственники предпочитали держаться друг друга, поэтому жили и работали рядом. Так возникли гузары — кварталы со своими традициями, мировоззрением и оригинальной культурой. Впоследствии жители гузаров и окрестностей, которые слышали призыв на молитву с одного и того же минарета, стали считаться махаллей.
Для поддержания в ней порядка и контроля над соблюдением обычаев избирался уважаемый всеми пожилой мужчина — аксакал или старейшина. Теперь его называют махаллей, махаллинским комитетом или махалляком.
Махаллинский комитет должен быть в курсе всего, что происходит на подконтрольной ему территории, и вовремя решать любые возникающие проблемы, вплоть до бытовых. Он следит за чистотой улиц, организовывает праздники и дехканские ярмарки, созывает на хашар и даже мирит граждан.
Насколько я поняла, махалляком одновременно выполняет функции буфера между простыми жителями и представителями закона, судьи в спорах и семейного психолога. Его зовут, если надо собрать налоги или общественные сборы, помирить мужа с женой или свекровь с невесткой. Он контролирует помощь малоимущим, и характеризует на судах людей, преступивших закон.
Комитета выбирают сами жители махалли один раз в 2,5 года. Им становится человек, заслуживший уважение и доверие общества. Часто избирают пенсионера, поскольку должность хлопотная и требует много свободного времени. Меня удивило, что комитета могут поднять даже среди ночи, если вопрос не требует отлагательств.
Махалляком должен знать о проблемах каждой семьи на подконтрольной ему территории, как например: уехал ли кто-то на заработки, хватает ли средств, запланированные мероприятия, рождение ребенка, приезд родственников и прочее. Поэтому он может запросто прийти в гости и задать интересующие его вопросы.
Небольшие узбекские кишлаки часто ограничиваются одной махаллей, жители которой давно друг друга знают. Поэтому неудивительно, что к комитету относятся как к старшему родственнику и рассказывают ему о внутрисемейных проблемах.
Однако в крупных городах Узбекистана махаллей много, к примеру в Ташкенте насчитывается больше пяти сотен. В каждой есть не только частные дома, но и многоквартирные высотки. Городская махалля часто охватывает около тысячи жителей, поэтому комитет сразу после избрания знаком далеко не каждому. Тем не менее узбеки спокойно пускают его в дом и доверяют ему семейные тайны, едва услышав о занимаемой должности.
Я бы так не смогла. Понимаю, что узбеки исторически привыкли доверять признанному и уважаемому обществом лидеру, но для меня махалляком ассоциируется с незнакомцем. Странно пускать в дом фактически чужого человека, рассказывать ему о доходах или внутрисемейных отношениях и прислушиваться к его советам. Для меня частная жизнь неприкосновенна порой даже для самых близких, а незнакомцы и вовсе не имеют права ее контролировать.
Расскажите, пожалуйста, в комментариях, о каких интересных особенностях быта узбеков или других азиатов слышали вы.