Сегодня я предлагаю поговорить о последнем парусном морском сражении в Черном море. Так, в ноябре 1853 года на трех 84-пушечных кораблях вице-адмирал Нахимов отправляется к южному берегу Черного моря к Анатолии, где по предварительным данным османский флот накапливал силы для удара по Поти и Сухуму. В принципе, так оно и оказалось. В бухте Синопа русские корабли обнаружили турецкий флот, стоящий под прикрытием береговых батарей. И пока основные силы были на подходе, Павел Степанович Нахимов решил блокировать турок. А через пять дней 28 ноября к Синопу подошли четыре 120-пушечных корабля и два фрегата под командованием Ф.М. Новосильского. Причем с атакой медлить не стоило, так как туркам могли помочь союзники в лице Англии и Франции. Утро 30 ноября было дождливым с порывистым ветром, не самые благоприятные условия для боя, тем не менее русские суда пошли к рейду. Турецкие корабли стояли полумесяцем под прикрытием береговых орудий , всего было 3 корвета и 7 фригатов, так же было два парохода и два транспортных судна, а суммарное количество орудий составляло 520, у нашего флота больше 720 стволов.
Первыми в 12-30 открыли огонь турки со всех кораблей, так же вели огонь и береговые батареи. Но решение это было запоздалым, русская эскадра уже приблизилась к судам неприятеля, пройдя вдоль батарей. Под мощным огнем в буквальном смысле засыпанный снарядами линейный корабль "Императрица Мария" вел огонь по османам. Сначала был выведен из боя фрегат "Аунни-Аллах", и "Императрица Мария" сконцентрировал огонь по 44-пушечному фрегату "Фазли-Аллах", разобравшись и с ним, с корабля открыли огонь по батарее №5. А в это время линейный корабль "Великий князь Константин" вел огонь по батареям №4 и №6, а так же по двум фрегатам "Навек-Бахри" и "Несими-Зефер". Итого, первый корабль взорвался, второй был выброшен на берег.
Линейный корабль "Париж" вел огонь по батарее №5, а так же по корвету "Гюли-Сефид", имевшему 22 орудия, а так же фрегату "Дамиад" с 56 орудиями на борту. Корвет, в итоге, взорвался, фрегат выбросило на берег, а "Париж" открыл огонь по "Низамие" с 64 орудиями, вскоре судно, дрейфуя к берегу, загорелось, а "Париж" открыл огонь по береговым батареям. Так же по этому судну вел огонь и линейный корабль "Три Святителя", который затем переключился на "Кади-Зефер" с 54 орудиями, в свою очередь его в этот момент прикрывал линейный корабль "Ростислав" . Далее огнем был выведен из строя "Фейзе-Меабуд" с 24 орудиями.
В 13-30 к месту сражения прибыл пароход "Одесса" и два парохода-фрегата "Крым" и "Херсонес". По сути, они уже помогали завершать разгром, добивая береговые батареи.
Повезло в этот день только одному турецкому кораблю "Таиф", он смог ускользнуть и уйти в Стамбул, где его капитан Яхья-бей был уволен раздосадованным Султаном. Это был полный разгром. Враг потерял 7 фригатов, 3 корвета, 2 парохода, 2 транспортных, два купеческих корабля и 4 батареи. Безвозвратные потери в живой силе превысили 3 тыс. чел. С нашей стороны безвозвратные потери составили 37 человек, еще 233 было ранено, так же было утрачено 13 орудий. А 4 декабря 1853 года, исправив ряд повреждений, корабли возвращались с победой в Севастополь. В этот момент Турция была готова на подписание мира, и направь Россия свои корабли к Босфору, скорей всего Крымской войны могло и не быть. А так, пользуясь ситуацией, англичане и французы решат поддержать Османов, и поучаствовать в разделе, собственно говоря, как и сейчас, как и 80 лет назад. Годы идут, а политика та же. А в те дни впереди была Крымская война, в которой Запад рассчитывал на легкую коллективную победу над Россией. Но все вышло иначе...