Строительство в «одну каску» требует немалых физических сил. Поэтому механизация процесса возведения фундамента – единственный возможный вариант не надорваться и сохранить здоровье. Ведь и земляные, и бетонные работы физически тяжелы.
Механизация земляных работ
Сделать несколько десятков дырок в земле на первый взгляд кажется пустяковой задачей. Вот только на глубине более 0,8 м начинаются проблемы – стоящие в последние годы теплые и снежные зимы не промораживают глубинные слои почвы и они уплотняются. Ну а после 1,5 метров и вовсе начинается какой-то ужас. Поэтому ручной бур отпадает сходу.
Как вариант, можно использовать мотобур. Он легко «грызет» материковый грунт, но вот незадача: работа на глубине более 1 м будет тяжела, да и помощник потребуется. И это вдобавок к необходимости обеспечения строгой вертикальности ствола скважины под буронабивную сваю.
Единственный выход, наименее затратный как по времени, так и физически – аренда ямобура на автомобильном шасси. Такое решение обеспечит:
- быстрое устройство скважин;
- вертикальность ствола;
- стабильный диаметр отверстий.
Но есть одно «но» (куда же без этого). Судя по прошлогодним ценам, аренда ямобура может вылиться в существенные финансовые затраты. И может так статься, что выкопать полнозаглубленную траншею экскаватором окажется выгодней, чем нанимать авто-ямобур.
Ну а в траншее уже можно сделать опалубку и устроить квадратные столбики. Они хуже, чем цилиндрические, но «и так сойдет». Тем более что за счет уширения в основании до 1 м можно будет обойтись меньшим количеством опор. Естественно, траншею придется засыпать обратно тем же грунтом, что будет извлечен при ее устройстве. И, разумеется, с уплотнением.
Но это уже какое-то изобретение велосипеда. Так что не буду страдать фигней и попросту буду надеяться на лучшее.
Кстати, на счет экскаватора. Главное мне – не забыть сделать траншею и положить закладные под ввод коммуникаций. По требованиям нормативов их нужно разносить. Но я пойду «своим путем» и сделаю их попросту на разной глубине в надежде на то, что каналью (заглубление на 1,0 м) не прорвет и она не подтопит водопроводную трубу. С другой стороны, вряд ли сточные воды смогут попасть через гильзу в цельнолитую трубу.
Подача бетона
Заполнить скважины бетоном – самая сложная задача. Вариантов ее решения я вижу три.
- Заполнение вручную. Самый физически тяжелый способ. Предполагается использование помощника (а лучше – 2), тачки на 4 колесах и ведер. Помощнику придется периодически перемешивать бетон и наполнять им ведра. Я же буду возить эти самые ведра и заполнять скважины. Завозить бетон придется не более чем по 1,5 куба. Иначе он застынет, да и мои физические силы не безграничны.
- Аренда автобетононасоса. Просто, быстро, недорого. Но смущает тот факт, что автобетононасосу требуется вода. А таковой у меня на участке пока нет, скважину буду устраивать позже…
Так что буду думать, как решить вопрос с обеспечением стройплощадки водой. Скорее всего, придется покупать емкость под воду. Но мне такое решение не нравится, поэтому придется искать альтернативный вариант.
На все работы отводится не более 2 месяцев, т.е. к концу июня фундамент должен быть готов принять на себя нагрузку.