В сложившейся богослужебной практике без антиминса совершение Евхаристии невозможно. В экстремальных ситуациях вместо потира может быть по чину Требника освящена кружка, вместо лжицы — столовая ложка. Единственное условие — они должны быть из золота, серебра или олова (см. «Известие учительное»). В современной Церкви допускается их изготовление из латуни. Но антиминс ничем заменить нельзя. Что такое антиминс, почему он так сильно отличается от всех богослужебных предметов и как используется в Церкви, читайте в статье.
Антиминс — четырехугольный плат из шелка или льна, на котором, как правило, запечатлено положение Иисуса Христа во гроб. До XVII в. чаще всего изображали Крест Господень, рядом с Крестом — копие и трость с губкой, или Голгофа и голова Адама под ней. Сейчас на антиминсе можно увидеть икону воскресшего Христа, пребывающего во гробе или сидящего на нем, с раной, из которой Кровь стекает в Чашу.
Антиминс есть свидетельство о разрешении на священнослужение, символ апостольской преемственности и подтверждение, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии. На нем архиерей письменно указывает, какому храму он выдается, когда и кем освящен. С XII по XX в. на Руси на некоторых антиминсах указывалось, при каком царе или князе было совершено освящение.
Но главная ценность антиминса — это вшитые в него частицы мощей святых угодников Божиих.
Первые христиане служили Евхаристию на гробах мучеников, потом частицы мощей стали вшивать в антиминсы. Это и отличает его ото всех литургических принадлежностей. Но почему необходимо вшивать мощи?
Антиминс отражает гармонии Церкви Небесной и Церкви Земной. Земная Церковь в храме представлена в лице священнослужителей и верующих. Мощи святых, вшитые в антиминс, символизируют присутствие Небесной Церкви на богослужении. И этого связующего звена достаточно, чтобы совершать богослужение даже без храма.
Например, в случае разрушения храма во время богослужения, «Учительное известие» предписывает священнику вынести антиминс и завершить служение там, где безопасно. А в годы гонений XX в. литургии совершались в домах и на природе.
Этимологически “антиминс” происходит от двух слов: “вместо” и “престол”. Но в чине освящения он называется жертвенником, т.е. престолом. Примечательно, что в XX в. в Русской Церкви “вместопрестолием”, как и в древней Церкви, могло стать тело священника. Иерей Андрей Чиженко пишет об этом так: «В 20-30 г. прошлого века многие епископы и священники были арестованы, сосланы в Соловецкий лагерь и содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. (…) Архиереи, батюшки, диаконы, несмотря на угрозу расстрела, тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов».
Исторические события складывались так, что служение Евхаристии без антиминса было возможным только с I по начало IV и в XX веках.
Антиминс может освятить только епископ, и он же полагает его на престол при освящении храма. Когда же архиерей не может присутствовать на освящении храма, он посылает уже освященный антиминс. При этом антиминс может доставляться только священнослужителем и лишь в крайнем случае — церковнослужителем.
Но чаще всего антиминс освящается вместе с храмом. Его окропляют смесью теплой и розовой воды с красным вином и помазывают святым миром вместе со святыми мощами в мешочке. Затем мощи вкладывают в антиминс и закрепляют воскомастихом.
Окончательно антиминс освящается через последующее семидневное пребывание в алтаре на престоле. В эти семь дней он лежит в развернутом виде, и каждый день на нем служат литургию.
После этого вне богослужения антиминс хранится завернутым в илитон, что с греческого переводится, как обертка. Священнослужитель раскрывает его только в определенный момент богослужения, например, по окончании литургии оглашенных, после чего он остается в таком же состоянии до конца литургии верных. Также антиминс разворачивают при посещении храма епископом.
Иное символическое значение антиминса — Тело Христово, положенное во гроб. Илитон символизирует плат, которым была покрыта голова Христа при погребении, а его красный цвет — Кровь Спасителя.
Антиминс — это святыня. Хранить его следует бережно, относиться к нему — благоговейно. А прикасаться к антиминсу может только священнослужитель и только в облачении. В дореволюционной Русской Церкви благочинный был обязан следить за состоянием антиминсов в подведомственных ему храмах.
Если антиминс поврежден так, что надписи на нем стерлись, он считается непригодным, и служить на нем «Известие учительное» запрещает.
Антиминс — это знак единства Церкви во все время и во всем мире. Он вносит преемственность традиции от первых христиан к последующим поколениям, символизируя единство Церкви Небесной и Церкви Земной. Антиминс необходим для совершения Бескровной Жертвы, соединяющей как человека и Бога (см. Ин. 6:56), так и христиан между собой.