Как известно, наш великий святой преподобный отец Серафим оставил после себя следующую «формулу спасения»:
«Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Под этим «мирным духом», как это он и сам дальше поясняет, нужно понимать благодать Святого Духа, которая дается верующему человеку по мере его духовного совершенствования.
Направления этого духовного совершенствования могут быть разными: молитва, пост, добрые дела.
Интересно, что в Евангелии содержится еще одно направление духовного совершенствования, которое тоже обещает человеку «спасти» многих людей.
Оно содержится в послании св. апостола Павла своему ученику Тимофею.
Давайте к нему прислушаемся:
«Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». 1 Тим. 4. 13-16.
Еще раз подчеркнем: спасти человека может только вера. Вера в Господа нашего Иисуса Христа как Бога и Спасителя.
И св. Серафим и апостол Павел уже подразумевают такую веру в тех, к кому обращаются.
В собственном смысле они говорят о способах трансформации этой веры в направлении духовного совершенствования - так, чтобы она способна была подвигать и других людей к спасению.
Итак, о чем же говорит апостол Павел?
«Вникай в себя и в учение» - вот главная суть его слов и лейтмотив его поучения.
Итак, каждому христианину предлагаются две вещи:
- вникать в себя;
- вникать в учение.
Именно в такой связке – ни одно из этих действий не должно происходить в отрыве одного от другого.
Почему? Об этом хорошо в свое время сказал Блез Паскаль.
Он отмечал, что одностороннее самопознание приведет человека к отчаянию. А одностороннее проникновение в учение – к гордыне:
«Познание Бога без сознания нашей немощи производит гордость. Сознание же нашей немощи без познания Иисуса Христа ведёт к отчаянию.
Но познание Иисуса Христа ограждает нас и от гордости и от отчаяния, ибо в Нём мы обретаем как сознание своей немощности, так и единственный путь к ее уврачеванию».
Как познание Бога без познания немощи привело к гордыне, хорошо видно на примере книжников и фарисеев, современников Иисуса Христа.
Прекрасно зная Писания, они, тем не менее, настолько возгордились, что стали, как назвал их Иисус Христос, «детьми дьявола», отца этой самой гордости.
А вот в познании собственной немощи можно проследить следующую закономерность.
Чем глубже человек постигает самого себя, тем все более страшные картины собственного падения и разложения ему открываются.
Это подтверждают и самые глубокие наши писатели-христиане – Гоголь и Достоевский. И у того и у другого мы находим страшные описания духовного состояния своих современников.
Но мало этого – и тот и другой открывали в самих себе эти же самые ужасы и порой не знали, как с ними справиться.
Именно в этот момент человеку на помощь должна прийти вера.
Причем, не просто вера как таковая, а вера с «изучением», вера, в учение которой нужно «вникать». Причем, делать это «постоянно».
Только такая вера может стать достаточным противовесом против отчаяния, в которое неизбежно будет вовлекать человека дальнейшее «вникание в себя».
Здесь не обойтись без конкретного примера.
На пути настоящего самопознания человек доходит до той стадии, когда понимает, что он не просто порочен, что у него есть не просто один какой-то порок (жадность, похоть, чревоугодие, гнев…) а он есть – воплощение всех человеческих пороков.
Именно так: каждый человек – это воплощение всех человеческих пороков без исключения.
Именно поэтому все святые считали себя великими грешниками, потому что они дошли до этой стадии самопознания, когда отчетливо видели в себе отстойники всех человеческих мерзостей.
В этом убедился Достоевский, когда признавался, что все его отрицательные герои (один Ставрогин чего стоит!) – есть эманации его самого, что он их взял «из глубины своего сердца».
И в этот момент действительно, даже несмотря на веру, может прийти отчаяние, если…
Если мы, после того как «вникли в себя», не начнем «вникать в учение». И вникая в него, не найдем утешения.
Неожиданно для себя мы открываем, что Иисус Христос уже предвидел эту ситуацию и предсказал такое состояние человека, когда он видит свое сердце – «отстойником» не одной какой-то, а всех человеческих мерзостей:
«Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
Кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство.
Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». Мк. 7. 21-23.
А поскольку Христос «победил мир», он победил и все это – поэтому мы можем не отчаиваться, а, по примеру святых, засучив рукава, начинать очищать эти помойные ямы своих собственных сердец.
Но – мало этого.
«Вникая в учение» дальше, мы начинаем понимать слова Христа: «не судите».
Ибо - как кто-то из нас может кого-то в чем-то обвинять, когда он тоже является обладателем любой человеческой мерзости, в которой пытается обвинить кого-то другого?
Но – и этого мало.
В такой двойной работе «вникания» - в себя и в учение – мы можем помочь и другим людям.
Об этом предупредил и батюшка Серафим, и апостол Павел.
Не только себя «спасти» - и от отчаяния и от гордыни, но еще и другим помочь в этом спасении.
Нам просто нужно терпеливо и доходчиво советовать людям «вникать в себя и в учение» - и показывать результаты этого «вникания» на самом себе.
Обратите внимание на то, что апостол Павел, советуя Тимофею заниматься «чтением, наставлением и учением», помечает: «дабы успех твой для всех был очевиден».
Понятно, что речь идет не о мирском успехе, о похвалах и почитании со стороны людей. Нет.
Людям просто должно быть «очевидно», что человек, который занимается их «наставлением», не просто болтун и самообольщенный невежа. Но в нем присутствует Дух Божий, к стяжанию Которого и призывал батюшка Серафим, на основании слов апостола Павла.
Последуем же и мы их примеру и наставлениям.