Найти в Дзене

7 проблем, с которыми дети не справятся без помощи

Оглавление

«Опять сидишь в смартфоне? Пора делать уроки! Почему сегодня тетрадь по математике в школу не взял?» Произнося такие фразы, мы ставим себе двойку за воспитание детей.

Почему?

Дети развиваются. Сначала они не знают, что и как делать. Потом не хватает волевых качеств на организацию выполнения. То, что для нас просто, для детей может стать проблемой. Им нужна помощь. В этой статье рассмотрены 7 детских проблем, которые встречаются часто, и их решения. Также можно будет решать и другие подобные проблемы.

Основные приемы помощи

– показать, как делать (делай, как я, или делай вместе со мной);

– выработать привычку (неприятное – в привычное, привычное – в приятное);

– поделиться опытом (смотри, что я тебе покажу!);

– не «давить» (сам выбирай).

Учтите, что минимальный срок выработки привычки - 28 дней, некоторым детям нужно помогать немного дольше. После выработки привычки потребуется периодический контроль, который со временем можно будет прекратить.

Если проблемы не решены в первом классе, то «учиться никогда не поздно».

1. Дети не в состоянии правильно организовать своё время

Распорядок дня ребенка – это забота родителей.

● Распорядок дня составьте вместе с ребенком.

● Распорядок дня должен быть написан на бумаге и быть у ребенка на его рабочем столе.

● Контролируйте выполнение распорядка дня, спокойно напоминайте, что настало время следующего дела.

● В случае срочных дел, не входящих в распорядок, подскажите, какие дела из распорядка должны быть выполнены непременно, а какими можно пожертвовать.

2. Дети не умеют собирать портфель

Научить ребенка собирать портфель должны родители.

● Составьте список того, что должно быть в портфеле на каждый день занятий в соответствии с расписанием

● Каждый вечер ребенок должен убирать из портфеля лишнее и добавлять нужное, по списку. Вы – контролируете.

● Утром собирать портфель нельзя.

Положительные привычки должны помочь сформировать взрослые
Положительные привычки должны помочь сформировать взрослые

3. У детей не вырабатываются навыки, когда за них все делают родители

Нет большей жестокости, чем вырастить беспомощное существо и бросить его в пучину жизни.

● Взрослые делают что-то за детей, потому что научить – дольше и труднее, чем сделать самому. Не жалейте на ребенка сил и времени. Ребенку нужно не выполнение «за него», а поддержка и контроль.

● «Смотри, как нужно делать» не должно повторяться больше, чем два-три раза в любом деле. Потом - «делай сам, я тебе помогаю».

● Нельзя впадать в другую крайность и бросать ребенка «на выживание». Нельзя давать чрезмерные для его сил задания (см. фильм Возвращение).

● Если найдете грань между моментами, когда нужна помощь, и моментами, когда нужна требовательность, можете слово «воспитатель» в отношении себя писать с большой буквы.

4. Дети не могут организовать свой досуг

Бестолковый отдых утомляет хуже работы
Русская пословица

● Фокстерьеру, по рекомендации кинологов, нужно пробегать не менее 7 км в день, чтобы оставаться здоровым. Сколько нужно движения ребенку? Сколько он гуляет? Сколько двигается?

● Сравните современные компьютерные игры по количеству контролируемых объектов и количеству принимаемых решений в минуту с работой авиадиспетчеров. У авиадиспетчеров нагрузка меньше.

● Развивающая роль компьютерных игр – ложь. Развитие идет на первом уровне игры. Далее выполняются действия по шаблону, как на конвейере. Мозг отключается от мыслей и утомляется от однообразия.

● В семьях, где приняты совместные с детьми интеллектуальные игры, вырастают более успешные дети.

● Найдите осознанный баланс интеллектуального и физического отдыха.

● Организация досуга детей – задача родителей.

5. Дети не знают, что читать и что смотреть

Круг чтения и круг просмотра кинофильмов должен направляться родителями.

Тысячи мальчишек, прочитав книгу Каверина «Два капитана», связали жизнь либо с морем, либо с небом. Значит, действует.

● Обсуждение фильмов и книг – прекрасная возможность повлиять на мировоззрение ребенка и наладить с ним отношения.

● Не будьте навязчивы.

● Для начала предложите детям 10 лучших, по вашему мнению, фильмов для просмотра и 10 книг для чтения. Потом пойдет само собой.

● Вытесняйте низкосортные произведения из круга интересов ребенка высококачественными. Читайте рекомендации в интернете, подбирайте произведения из числа победителей престижных конкурсов.

● Не бойтесь показывать сложные проблемы. Дети, как правило, намного мудрее, чем мы о них думаем.

● Все, что вы рекомендуете ребенку, должно быть предварительно вами просмотрено или прочитано.

Если традиция будет создана, то и в свои 80 вы сможете услышать от ребенка: «Ма, вышел восхитительный фильм. Посмотри обязательно». Потом будут длительные обсуждения.

Делегировать самостоятельность ребенку необходимо постепенно
Делегировать самостоятельность ребенку необходимо постепенно

6. Дети не всегда могут выбрать свое увлечение

Все дети талантливы по-своему.

● Дети не могут сами записываться в кружки и секции, особенно платные. Дайте возможность попробовать себя в разных сферах.

● Не заставляйте детей выполнять ваши детские мечты. Дети имеют право на свои желания.

● Учтите, если ребенок чем-то занимается по вашей «настойчивой рекомендации», он может бояться огорчить вас, сказав, что это не нравится. Будьте внимательны к своему ребенку.

● Не запрещайте детям участвовать в тех кружках и секциях, в которых они хотят. (По возможности).

● Если хотите увлечь ребенка тем, что нравится вам, делайте это ненавязчиво. Лучше, если будете заниматься этим совместно с ребенком.

Правильно выбранный кружок, секция или увлечение сделают вашего ребенка счастливым в жизни.

7. Вы (взрослый) не считаете нужным договариваться с ребенком и редко что-то делаете сообща

Но вы постараетесь, и у вас получится!

Архарова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов, психолог.

БЕСПОМОЩНЫЙ, -ая, -ое; -щен, -щна. Нуждающийся в помощи, неспособный сам делать что-н. для себя. Б. ребенок. Больной беспомощен. Быть в беспомощном состоянии. (Словарь Ожегова)