«Опять сидишь в смартфоне? Пора делать уроки! Почему сегодня тетрадь по математике в школу не взял?» Произнося такие фразы, мы ставим себе двойку за воспитание детей.
Почему?
Дети развиваются. Сначала они не знают, что и как делать. Потом не хватает волевых качеств на организацию выполнения. То, что для нас просто, для детей может стать проблемой. Им нужна помощь. В этой статье рассмотрены 7 детских проблем, которые встречаются часто, и их решения. Также можно будет решать и другие подобные проблемы.
Основные приемы помощи
– показать, как делать (делай, как я, или делай вместе со мной);
– выработать привычку (неприятное – в привычное, привычное – в приятное);
– поделиться опытом (смотри, что я тебе покажу!);
– не «давить» (сам выбирай).
Учтите, что минимальный срок выработки привычки - 28 дней, некоторым детям нужно помогать немного дольше. После выработки привычки потребуется периодический контроль, который со временем можно будет прекратить.
Если проблемы не решены в первом классе, то «учиться никогда не поздно».
1. Дети не в состоянии правильно организовать своё время
Распорядок дня ребенка – это забота родителей.
● Распорядок дня составьте вместе с ребенком.
● Распорядок дня должен быть написан на бумаге и быть у ребенка на его рабочем столе.
● Контролируйте выполнение распорядка дня, спокойно напоминайте, что настало время следующего дела.
● В случае срочных дел, не входящих в распорядок, подскажите, какие дела из распорядка должны быть выполнены непременно, а какими можно пожертвовать.
2. Дети не умеют собирать портфель
Научить ребенка собирать портфель должны родители.
● Составьте список того, что должно быть в портфеле на каждый день занятий в соответствии с расписанием
● Каждый вечер ребенок должен убирать из портфеля лишнее и добавлять нужное, по списку. Вы – контролируете.
● Утром собирать портфель нельзя.
3. У детей не вырабатываются навыки, когда за них все делают родители
Нет большей жестокости, чем вырастить беспомощное существо и бросить его в пучину жизни.
● Взрослые делают что-то за детей, потому что научить – дольше и труднее, чем сделать самому. Не жалейте на ребенка сил и времени. Ребенку нужно не выполнение «за него», а поддержка и контроль.
● «Смотри, как нужно делать» не должно повторяться больше, чем два-три раза в любом деле. Потом - «делай сам, я тебе помогаю».
● Нельзя впадать в другую крайность и бросать ребенка «на выживание». Нельзя давать чрезмерные для его сил задания (см. фильм Возвращение).
● Если найдете грань между моментами, когда нужна помощь, и моментами, когда нужна требовательность, можете слово «воспитатель» в отношении себя писать с большой буквы.
4. Дети не могут организовать свой досуг
Бестолковый отдых утомляет хуже работы
Русская пословица
● Фокстерьеру, по рекомендации кинологов, нужно пробегать не менее 7 км в день, чтобы оставаться здоровым. Сколько нужно движения ребенку? Сколько он гуляет? Сколько двигается?
● Сравните современные компьютерные игры по количеству контролируемых объектов и количеству принимаемых решений в минуту с работой авиадиспетчеров. У авиадиспетчеров нагрузка меньше.
● Развивающая роль компьютерных игр – ложь. Развитие идет на первом уровне игры. Далее выполняются действия по шаблону, как на конвейере. Мозг отключается от мыслей и утомляется от однообразия.
● В семьях, где приняты совместные с детьми интеллектуальные игры, вырастают более успешные дети.
● Найдите осознанный баланс интеллектуального и физического отдыха.
● Организация досуга детей – задача родителей.
5. Дети не знают, что читать и что смотреть
Круг чтения и круг просмотра кинофильмов должен направляться родителями.
Тысячи мальчишек, прочитав книгу Каверина «Два капитана», связали жизнь либо с морем, либо с небом. Значит, действует.
● Обсуждение фильмов и книг – прекрасная возможность повлиять на мировоззрение ребенка и наладить с ним отношения.
● Не будьте навязчивы.
● Для начала предложите детям 10 лучших, по вашему мнению, фильмов для просмотра и 10 книг для чтения. Потом пойдет само собой.
● Вытесняйте низкосортные произведения из круга интересов ребенка высококачественными. Читайте рекомендации в интернете, подбирайте произведения из числа победителей престижных конкурсов.
● Не бойтесь показывать сложные проблемы. Дети, как правило, намного мудрее, чем мы о них думаем.
● Все, что вы рекомендуете ребенку, должно быть предварительно вами просмотрено или прочитано.
Если традиция будет создана, то и в свои 80 вы сможете услышать от ребенка: «Ма, вышел восхитительный фильм. Посмотри обязательно». Потом будут длительные обсуждения.
6. Дети не всегда могут выбрать свое увлечение
Все дети талантливы по-своему.
● Дети не могут сами записываться в кружки и секции, особенно платные. Дайте возможность попробовать себя в разных сферах.
● Не заставляйте детей выполнять ваши детские мечты. Дети имеют право на свои желания.
● Учтите, если ребенок чем-то занимается по вашей «настойчивой рекомендации», он может бояться огорчить вас, сказав, что это не нравится. Будьте внимательны к своему ребенку.
● Не запрещайте детям участвовать в тех кружках и секциях, в которых они хотят. (По возможности).
● Если хотите увлечь ребенка тем, что нравится вам, делайте это ненавязчиво. Лучше, если будете заниматься этим совместно с ребенком.
Правильно выбранный кружок, секция или увлечение сделают вашего ребенка счастливым в жизни.
7. Вы (взрослый) не считаете нужным договариваться с ребенком и редко что-то делаете сообща
Но вы постараетесь, и у вас получится!
Архарова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов, психолог.
БЕСПОМОЩНЫЙ, -ая, -ое; -щен, -щна. Нуждающийся в помощи, неспособный сам делать что-н. для себя. Б. ребенок. Больной беспомощен. Быть в беспомощном состоянии. (Словарь Ожегова)