Сегодня вспомним очень примечательное, занимательное и оказавшее позитивное влияние на русскую культуру явление - группу "Иван Купала". Голоса бабушек из деревенской глубинки, придерживающиеся мотивов и речевых особенностей, придуманных столетия назад, гармонично ложились на современную электронную музыку и тепло принимались слушателями. Вот о них и поговорим! А бабушки ли это вообще пели?
Кто был в группе "Иван Купала"?
Начнём с того, что группа "Иван Купала" была образована тремя экс-сотрудниками питерской радиостанции "Шанс" - Денисом Фёдоровым, Алексеем Ивановым и Алексеем Румянцевым. Вдохновились они французской группой Deep Forest, а именно альбомом Boheme, собравшим в себе этническую культуру разных регионов мира, положенных на современную музыку.
Загоревшись идеей, тогда ещё молодые люди приступили к изучению собственного фольклора - русского. Ездили по разным областям от южных до северных, общались с пожилыми жителями и музыкальными коллективами, набираясь знаний о ещё живущих или сохранившихся фрагментах русской культуры. Почитав о их деятельности довольно много, могу смело Вам сказать, что объём работы они выполнили колоссальный! Это даже не считая того, что сами музыканты в последствии назовут самой кропотливой работой - обработки надыбанных записей для внятности и нарезания сэмплов.
Чего пели?
Ну как чего?? "Кострому" не помните что ли?)
"Ящур" тоже очень прикольная песенка (мне её мотив напоминает Gorillaz "Clint Eastwood", только с колоритом деревеньки 19-го - начала 20-го века)
"Коляда" тоже мощненький трек, - ну тот, где "Ай, заинька, ай серенький - ножки тонкие кривые, штаны рваные худые...")),
"Сваточки"... Ценители их творчества ещё ни один трек смогут назвать. Альбом "Кострома" зашёл нашей публике просто на УРА!, продавшись тиражом более 250т. экземпляров. От себя хочу отметить действительно качественную электронную музыку от создателей, которые затратили на её созидание немало сил и самих себя.
А кто поёт-то?
А поют-то бабушки, многих из которых не было в живых уже на момент создания песен. Или даже поиска записей исполнения 70-80-х годов музыкальных народных коллективов самодеятельности - именно их голоса и звучат во всех песнях "Ивана Купалы"! Что-то записывали сами музыканты или бабушки из разных этнических ансамблей, но по словам организаторов группы, таким способов получено только 20-25% от общего числа материала на альбоме. Всё остальное сделано на основе архивных записей с сохранением и адаптацией русских диалектов разных местностей нашей необъятной.
Интересно, считают ли сами исполнительницы этого наследия наших предков сочетание с битом и электронной музыкой осквернением народного творчества? Нет! Наоборот, рады, что культура сохраняется, доносится до потомков в том виде, в котором им легче его принимать. Это я не из воздуха взял, а читая статья "Комсомольской правды", в которой обозревалась беседа репортёра со старушками-жительницами Пензенской области села Белынь, чьими голосами пелось в песне "Брови мои, брови". И бабули выражали радость, что их дело живёт и передаётся дальше!
География исторически-культурных поисков была обширна: тексты песен из Брянской, Брестской, Пензенской, Костромской, Воронежской, Астраханской, Архангельской областей увековечились в творчестве группы. Примечательно, что "Кострома" была записана в Брянской области)
А молодые тёти в клипах на сцене кто тогда?
А это девушки с музыкальным образованием, которые окончили Гнесинку и выходят на сцену в национальных одеждах петь голосами бабушек насколько это могут. Румянцев видит в этом большой плюс:
- "...ведь многие группы прекращают своё существование, когда солистки стареют. А тут молодые «бабушки» постепенно превратятся в бабушек настоящих, так сказать, без отрыва от производства. И это только усилит концепцию коллектива."
Пробовали выступать и с бабушками из провинциальных ансамблей в роли солисток, но участники группы отметили, что очень сложно для пожилых певиц попадать в такт электронной музыке, да и гастрольный образ жизни им, конечно, уже совсем не подходит. А ещё, даже когда на репетициях получалось хорошо, бабушки немели от окружающей обстановки во время концерта.
Вывод
Спасибо за сохранение нашей общей культуры, особенностей каждого отдельно взятого этноса и его особенностей, диалектов, облачение самобытности в новые краски, соответствовавшие духу времени. Красавцы, "Иван Купала"!