Найти тему
Не выходя из Дзена

"Божьи воины" на картинах Павла Рыженко

Монахи всегда казались мне самыми мирными людьми на земле, и я была поражена, узнав, что в древности они были искусными воинами, готовыми с оружием в руках отстоять свои обители и сражаться плечом к плечу с армией. Друг моего сына поступал в духовную семинарию. Там обязательным условием является служба в армии - все студенты отдают патриотический долг Родине, такова традиция.

"Божьи воины", крепкие не столько физически, сколько духовно, запечатлены на полотнах художника Павла Рыженко. У этого живописца тема монашества одна из любимых. Он и сам, как мне кажется, был похож на русского воина. Жаль, что ушел рано - всего в 44 года, но оставил значительное творческое наследие (см. галерею)

Рыженко по-своему, очень тонко и бережно, раскрывает тему духовного подвига святых Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Силуана Афонского и безвестной "братии".

Монахи на его картинах часто изображаются в окружении природы и животных - Преподобный Серафим кормит хлебом медведя, Силуан Афонский окружен кошками, рядом с Сергием Радонежским собачка. Сразу вспоминается: «Блажен, иже скоты милует» (Притч. 12:10) Почаще бы об этом христианском принципе вспоминали те, кто призывает к уничтожению животных... (см. галерею)

Но особенно сильное воздействие на зрителя оказывают образы монахов-воинов, чьи имена овеяны легендами.

Знаете ли вы, кто такой Александр Радонежский? Возможно, не все знают, что так в монашестве звали Пересвета - в миру боярина. Согласно летописным источникам, князь Дмитрий в 1380 году приехал к Сергию Радонежскому за благословением на Куликовскую битву. Тот дал ему в помощь могучих братьев-воинов Александра-Пересвета и Андрея - Ослябю, напутствуя их словами:

"Мир вам, бра­тья мои, креп­ко сра­жай­тесь с по­га­ны­ми та­та­ра­ми, как доб­рые во­и­ны, за ве­ру Хри­сто­ву и за все пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство."

На картине "Молитва Пересвета" запечатлено утро схимника-воина перед отправлением на битву. Известно, что по дороге Пересвет встретился с отшельником, жившим в келье на месте будущего Димитриевского монастыря, где переоделся в доспехи, вооружился копьем и отдал отшельнику свой посох из цельного яблоневого дерева (святыня сохранилась до наших дней).

Посох Пересвета в Рязанском музее. Сохранилось предание, что у богатырского посоха были волшебные свойства - он мог исцелять недуги, особенно зубную боль. Пересвет сделал его его из четырехлетней яблони для похода к Куликову полю. Первоначально посох-костыль был высотой 1,70 м Представляете, какого роста был богатырь, который на него опирался?! https://masterok.livejournal.com/5344339.html?replyto=154889811
Посох Пересвета в Рязанском музее. Сохранилось предание, что у богатырского посоха были волшебные свойства - он мог исцелять недуги, особенно зубную боль. Пересвет сделал его его из четырехлетней яблони для похода к Куликову полю. Первоначально посох-костыль был высотой 1,70 м Представляете, какого роста был богатырь, который на него опирался?! https://masterok.livejournal.com/5344339.html?replyto=154889811

Но не копье и меч - главное его оружие, а молитва! Именно в момент глубоко личных переживаний, смирения перед волей Божьей предстает перед нами Александр-Пересвет на картине П. Рыженко. Обратите внимание, что у его ног изображен ежик, ведь образ воина-схимника символизирует не только мощь физическую и духовную, но и доброту.

Художник П. Рыженко. Молитва Пересвета, 2005 г. https://masterok.livejournal.com/5344339.html?replyto=154889811
Художник П. Рыженко. Молитва Пересвета, 2005 г. https://masterok.livejournal.com/5344339.html?replyto=154889811
Перед началом битвы состоялся поединок между татарином Челубеем и воином-схимником Пересветом. На заре съехались они на могучих конях на виду у своих войск. По одной версии они мгновенно поразили друг друга страшными ударами копий и оба упали замертво. По другой - татарин упал, а Пересвет удержался в седле, и верный конь донес его к своим. Но есть и третья версия: наш воин увидел, что у Челубея очень длинное копье, и понял, что погибнет раньше, чем нанесет ответный удар. Тогда Пересвет снял с себя доспехи, оставшись в монашеской схиме, чтобы вражеское копье, пройдя сквозь мягкие ткани, позволило ему приблизиться и поразить Челубея.
Художник П. Рыженко. Победа Пересвета.
Художник П. Рыженко. Победа Пересвета.

Так и случилось. Смертельно раненый, он пронзил Челубея. Тот упал. А Пересвет успел вернуться к своим и умер на руках воинов.

Позже в битве погиб и его брат Андрей-Ослябя. Его образ тоже запечатлел в своем творчестве П. Рыженко. На картине "Ослябя" мы видим человека огромной физической силы в монашеском одеянии. Вокруг кипит жизнь: цветут яблони, стволы которых заботливо побелены монахом, рядом резвятся котята (художник верен себе - изображает схимников в гармонии с природой). Но взгляд Андрея устремлен вдаль. Что видит он в будущем? Подвиг своего брата Александра-Пересвета? Свою гибель? Победу князя Дмитрия Донского над Мамаем?

Кстати есть версия, что, увидев гибель своего брата Пересвета, Ослябя бесстрашно ринулся в бой, порубил множество врагов и не погиб, даже спас раненого князя Дмитрия, успев вынести его с поля боя. А потом служил при митрополите Киприане.

Художник П. Рыженко. Ослябя.
Художник П. Рыженко. Ослябя.

Это, конечно, легенды. Всех подробностей мы не узнаем. По­двиг Александра-Пересвета про­слав­лен в древнейшем известном науке рас­сказе "О по­бо­и­ще, иже на До­ну", а так­же в летописной "По­вести о Ку­ли­ков­ской бит­ве". О героической гибели схимников-воинов по­вест­ву­ется и в наиболее пол­ном "Сказании о Ма­ма­е­вом по­бо­и­ще".

Братья Пересвет и Ослябя причислены Русской Православной Церковью к лику святых (День памяти 7 (20) сентября). Воины-схимники покоятся в Москве, близ Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода).
-7

Поделитесь, пожалуйста, мнением о творчестве Павла Рыженко. Мне кажется, этот талантливый художник достоин внимания и памяти!

#история #культура #искусство #предания #это интересно #художники #вера в бога