Монахи всегда казались мне самыми мирными людьми на земле, и я была поражена, узнав, что в древности они были искусными воинами, готовыми с оружием в руках отстоять свои обители и сражаться плечом к плечу с армией. Друг моего сына поступал в духовную семинарию. Там обязательным условием является служба в армии - все студенты отдают патриотический долг Родине, такова традиция.
"Божьи воины", крепкие не столько физически, сколько духовно, запечатлены на полотнах художника Павла Рыженко. У этого живописца тема монашества одна из любимых. Он и сам, как мне кажется, был похож на русского воина. Жаль, что ушел рано - всего в 44 года, но оставил значительное творческое наследие (см. галерею)
Рыженко по-своему, очень тонко и бережно, раскрывает тему духовного подвига святых Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Силуана Афонского и безвестной "братии".
Монахи на его картинах часто изображаются в окружении природы и животных - Преподобный Серафим кормит хлебом медведя, Силуан Афонский окружен кошками, рядом с Сергием Радонежским собачка. Сразу вспоминается: «Блажен, иже скоты милует» (Притч. 12:10) Почаще бы об этом христианском принципе вспоминали те, кто призывает к уничтожению животных... (см. галерею)
Но особенно сильное воздействие на зрителя оказывают образы монахов-воинов, чьи имена овеяны легендами.
Знаете ли вы, кто такой Александр Радонежский? Возможно, не все знают, что так в монашестве звали Пересвета - в миру боярина. Согласно летописным источникам, князь Дмитрий в 1380 году приехал к Сергию Радонежскому за благословением на Куликовскую битву. Тот дал ему в помощь могучих братьев-воинов Александра-Пересвета и Андрея - Ослябю, напутствуя их словами:
"Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство."
На картине "Молитва Пересвета" запечатлено утро схимника-воина перед отправлением на битву. Известно, что по дороге Пересвет встретился с отшельником, жившим в келье на месте будущего Димитриевского монастыря, где переоделся в доспехи, вооружился копьем и отдал отшельнику свой посох из цельного яблоневого дерева (святыня сохранилась до наших дней).
Но не копье и меч - главное его оружие, а молитва! Именно в момент глубоко личных переживаний, смирения перед волей Божьей предстает перед нами Александр-Пересвет на картине П. Рыженко. Обратите внимание, что у его ног изображен ежик, ведь образ воина-схимника символизирует не только мощь физическую и духовную, но и доброту.
Перед началом битвы состоялся поединок между татарином Челубеем и воином-схимником Пересветом. На заре съехались они на могучих конях на виду у своих войск. По одной версии они мгновенно поразили друг друга страшными ударами копий и оба упали замертво. По другой - татарин упал, а Пересвет удержался в седле, и верный конь донес его к своим. Но есть и третья версия: наш воин увидел, что у Челубея очень длинное копье, и понял, что погибнет раньше, чем нанесет ответный удар. Тогда Пересвет снял с себя доспехи, оставшись в монашеской схиме, чтобы вражеское копье, пройдя сквозь мягкие ткани, позволило ему приблизиться и поразить Челубея.
Так и случилось. Смертельно раненый, он пронзил Челубея. Тот упал. А Пересвет успел вернуться к своим и умер на руках воинов.
Позже в битве погиб и его брат Андрей-Ослябя. Его образ тоже запечатлел в своем творчестве П. Рыженко. На картине "Ослябя" мы видим человека огромной физической силы в монашеском одеянии. Вокруг кипит жизнь: цветут яблони, стволы которых заботливо побелены монахом, рядом резвятся котята (художник верен себе - изображает схимников в гармонии с природой). Но взгляд Андрея устремлен вдаль. Что видит он в будущем? Подвиг своего брата Александра-Пересвета? Свою гибель? Победу князя Дмитрия Донского над Мамаем?
Кстати есть версия, что, увидев гибель своего брата Пересвета, Ослябя бесстрашно ринулся в бой, порубил множество врагов и не погиб, даже спас раненого князя Дмитрия, успев вынести его с поля боя. А потом служил при митрополите Киприане.
Это, конечно, легенды. Всех подробностей мы не узнаем. Подвиг Александра-Пересвета прославлен в древнейшем известном науке рассказе "О побоище, иже на Дону", а также в летописной "Повести о Куликовской битве". О героической гибели схимников-воинов повествуется и в наиболее полном "Сказании о Мамаевом побоище".
Братья Пересвет и Ослябя причислены Русской Православной Церковью к лику святых (День памяти 7 (20) сентября). Воины-схимники покоятся в Москве, близ Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода).
Поделитесь, пожалуйста, мнением о творчестве Павла Рыженко. Мне кажется, этот талантливый художник достоин внимания и памяти!
#история #культура #искусство #предания #это интересно #художники #вера в бога