Кратко содержание: найден труп самурая Канадзава Такэхиро. Судья допрашивает свидетелей по делу. Три из них сознаются в убийстве. Кто же убил самурая?
Ответ прост: надо продолжить рассказ. Для этого предположим, что после допроса судья подошёл к трупу. Увидев рану, судья сделал вывод про убийцу. Вот и всё. Ведь раны от кинжала и меча различны.
Но, автор хитрее. Он прерывает рассказ допросом свидетелей. И что было дальше остаётся лишь гадать. Не так всё просто.
Всё же ответ есть. Составим таблицу с показаниями свидетелей. Сразу откинем монаха, мать жены убитого самурая, стражника и дровосека. Монах видел самурая с женой случайно. Мать жены лишь опознала труп. Дровосек нашёл труп утром. Стражник задержал разбойника Тадзёмару прошлым вечером. Остаются три подозреваемых: разбойник, жена самурая Масаго и сам самурай.
Их показания представим в таблице. Таблицу не привожу. В ней перечень показаний свидетелей.
Присмотревшись к таблице, увидим, что некоторые показания одного свидетеля повторяют показания другого свидетеля. Таких показаний всего восемь. Они в таблице 1
Перечень достоверных событий показывает всего восемь пунктов. Эти события можно считать достоверными. Основание — подтверждение события другим человеком. Если только один человек указывает на определённое событие, то это не означает правду. Он мог его придумать. Мог приукрасить действительность. Но мог сказать и правду. Для поиска правды откинем все утверждения, не подкреплённые показаниями других свидетелей.
Известно, что все три свидетеля указывают на себя. Все они себя называют убийцами. Но так ли это?
Что следует из таблицы 1.
Рана
Разбойник и самурай не дрались на мечах. Хотя разбойник и утверждает это. Но разбойник знает о ране самурая в грудь. Откуда? Если он ушёл, ослабив верёвки на самурае, когда тот был ещё жив.
Женщина убежала, но и она знает о ране в груди самурая. Знает про удар в грудь именно кинжала, а не меча. Хотя убежала раньше смерти мужа.
Дух самурая говорит о самоубийстве самурая, воровстве оружия и бегстве жены. Утверждение духа самурая не подкреплено другими показаниями.
Вывод первый: убийца – разбойник Тадзёмару
Разбойник не знал, что смерть была от кинжала. Он видел труп в суде и рану в груди. После этого он и придумал историю о схватке на мечах.
Разбойник лишь вор и насильник, а не убийца.
Вывод второй: убийца – жена самурая Масаго
Женщина находится в храме, а не на суде. Она знает о ране в грудь от кинжала. По словам мужчин, она убежала в чащу. Но тогда знать о ране могла в двух случаях. Во первых – она нашла мужа мёртвым и она же вытащила кинжал из груди. Второй – сама нанесла удар. Оставив самурая с кинжалом в груди. Но кто тогда вытащил кинжал, если разбойник ничего не знал о кинжале?
Жена не убивала самурая. Иначе ей пришлось бы приходить дважды. Первый раз убить. Второй раз вернуться и вынуть кинжал из груди.
Вывод третий: убийца – сам самурай.
Дух самурая указывает на самоубийство. Причиной стал позор и просьба жены к разбойнику убить его. Дух подтверждает бегство жены, кражу и насилие со стороны разбойника.
Дух самурая не врёт. Было самоубийство.
Правдивость утверждений по парам
Пар три: «разбойник- женщина», «разбойник-самурай» и «самурай-женщина». В таблице 2 покажем число подтверждённых событий
Таблица дает результаты подтверждения по парам. Больше всего подтверждений у пары «самурай-разбойник» (5 совпадений). Меньше всего у пары «женщина-разбойник» (3 совпадения) и «женщина — самурай» (4 совпадения).
Абсолютно достоверны два события. Первое — разбойник овладел женщиной. И второе — разбойник забрал оружие самурая. Здесь показания трёх лиц сходятся. Остальные 6 событий не находят общего подтверждения.
На графе покажем главенство событий. На графе женщина является посредником между самураем и разбойником. Связность событий у ней меньше, чем у пары «самурай-разбойник». Она своими показаниями дополняет картину смерти самурая.
Повернув стрелки в другую сторону, получим указание на разбойника. Но это не так. Связь «разбойник- женщина» составляет три события. А связь «самурай-женщина» 4 события. Это указывает на самурая как причину всех событий.
Вывод
Самурай Канадзава Такэхиро совершил самоубийство.
События имели следующий порядок действий.
Разбойник встречает самурая и его жену. Решив овладеть женщиной, заманивает их в рощу. Там связывает самурая и овладевает женщиной. После этого жена самурая Масаго просит разбойника убить её мужа. Разбойник возмущён и откидывает женщину. После этого надрезает верёвку на самурае, чтоб они сами решили семейную проблему. В это время женщина убегает в чащу. Разбойник забирает оружие и покидает заросли. Из-за деревьев женщина видит, что самурай освобождается от пут и наносит себе удар в грудь. Возможно, женщина плачет. Она растеряна и ждёт, боясь, что разбойник вернётся. Ближе к вечеру она подходит к мужу и вынимает кинжал из груди. После этого бежит и скрывается в храме.
Пояснения
Разбойник не убивал самурая, поскольку тот был убит кинжалом. Разбойник говорит о мече.
Женщина вынимает кинжал из его груди. До этого момента самурай был ещё жив. Отсюда и чувство вины у женщины – «Я убила своего мужа»
Самурай нанёс сам себе удар в грудь. Ведь разбойника уже не было рядом, а женщина пряталась в чаще. Причина решения – позор жены и свой.
Отсюда и два убийцы. Первый сам самурай, совершивший самоубийство. Второй – его жена, удалившая кинжал из раны. Это открыло кровотечение и вызвало скорую смерть.
Самое удивительное в этой истории — никто не дал слово самураю. Женщина говорит о взгляде, от которого теряет сознание. Разбойник всё понял по глазам.
Дайте сказать Канадзава Такэхиро!
Но, нет, его рот забит листьями. И как сказал дух самурая, думал он совсем не то, что воображали разбойник и женщина.
В этом и суть рассказа – одним не дают сказать. Другие не умеют слушать и слышать. Следствие – войны и семейные драмы.