Найти в Дзене
Плоды раздумий

Как аукнется, так и откликнется

НАЧАЛО

С работы Вову уволили еще два дня назад, и он не знал, что ему сегодня делать, он эти два дня пытался найти работу, но теперь, когда ему пообещали работу на заводе, он не хотел последние деньги тратить на дорогу, а просить у Ольги было стыдно, да ведь она могла и брату сказать, что он с неё деньги тянет. И Вовчик после долгих колебаний решил признаться, что его уволили.

– Нет, лучше скажу, что сократили, – ему почему-то стало стыдно перед успешным и уверенным в себе Андреем, который всего на восемь лет, как сказала Оля, старше его.

Он глянул на часы, Ольге пора было на работу, подойдя к кровати он посмотрел на нее, спящую, впервые за всё то время, когда они были вместе. Ведь всегда она его будила, успевая и завтрак приготовить, и еще кучу всяких домашних дел переделать.

– Я же ничего не делаю, и даже вишню спилить не могу, – он впервые за весь год, который они жили вместе, смотрел на неё с нежностью.

Она лежала перед ним такая беззащитная, совсем молоденькая, и не подумаешь, что вскоре она будет матерью их ребенка.

– Какой же я дурак, мне счастье само в руки плывёт: жена, крыша над головой, ребёнок, а я, лодырь, я работать не хочу, вот от этого и мои беды. Может быть, когда ребёнок родится я поумнею и ответственней стану, ну почему я такой уродился? Ольга вон какая уверенная в себе, целеустремленная. Колледж закончила, теперь в университете заочно учится. А я только краткосрочные курсы каменщиков прошел, бездарь. Ой что же это я, – посмотрел он на время.
– Оля, Оля, вставай, тебе на работу.

Ольга проснулась, посмотрела на часы и воскликнула:

– Ну что ж ты меня раньше не разбудил.

Торопливо одеваясь, она спросила:

– А ты почему дома?
– Да меня сократили. А раз твой брат обещал меня устроить, то я и не стану пока ничего искать.

Ольге уже некогда было вникать в эту проблему, она просто сказала, что придет на обед и убежала, боясь опоздать. За завтраком он тоже сказал, что его сократили.

– С грузчиков что-ли, – ехидно спросила тёща.
И он во всем признался:
– Ну да.
– А вообще-то какая у тебя специальность?
– Я каменщик, – скромно ответил Вова .
– Всего-то?
– Я ещё и бетонщиком могу, и плотником работать, небольшой опыт у меня есть.
– Хорошо что не охранником, – с иронией сказал Андрей, – так и хочется тебя с собой забрать, и на корабль определить, там бы из тебя всю дурь выбили.

Вова сидел, опустив голову.

– Ну да ладно, что теперь говорить. Я сейчас к Сергею попробую сходить, его уговорить, хоть на вахтёра. Только смотри не подведи, понял, иначе больше я тебе помогать не буду, а плохой муж моей сестре не нужен.

Он ушёл. А Вова пошёл к тёще.

– Галина Степановна, я, это, хотел спилить вишню.
– Давай-давай, слева на полке в сарае все инструменты.

Он сделал всё за полчаса: спилил дерево, обрубил самые большие ветки и пошёл спрашивать, что делать дальше. Галина Степановна дала дальнейшие указания:

– Окопать пенёк и сделать вокруг него углубление. А ветки обрезать так, чтобы можно было выбросить их постепенно в мусорный контейнер.
– Пенёк выкапывать не надо?
– Нет, но он теперь на твоей совести, – засмеялась она, – а пока сходи в магазин, купи соли побольше.

Когда вернулся Андрей и увидел, как он поливает пенёк, он расхохотался:

– Творческая работа.
– Не смешно, теперь это каждый день делать надо, – без энтузиазма произнес Вовчик.
– Но пока заканчивай, пойдем поговорим. С работой не всё так просто, но тебе зато можно закончить двухмесячные курсы электриков за счёт предприятия и обязательно отработать не менее 3 лет на нашем заводе. Уже четверо желающих есть, ты – последний, больше им пока не нужно, согласен? Думай до обеда, придёт Оля – поговорите с ней. Но я думаю, что это твой единственный шанс получить профессию.

Галина Степановна заставила их до обеда распилить ствол дерева так, чтобы и его можно было определить в мусорный контейнер. Они до обеда и провозились.

Наконец, пришла Оля:

– Андрюша ну что?

Брат посвятил её в детали разговора с Сергеем и сказал:

– Вы думаете быстрей, с завтрашнего дня уже учёба начинается, за сегодня нужно все бумажки оформить, вы идите обедать, а мы с мамой потом, мешать вам не будем.

Оставшись вдвоем они глядели друг на друга с недоверием. Оля боялась, что он сейчас скажет, что не хочет учиться. А Вова боялся, что она не согласится отпустить его на два месяца на учебу в город, потому что теща рассказала ему, о том, что они видели его в городе в компании с какой-то девицей.

– Сначала говори ты, твоя ведь судьба решается, – взволнованно сказала Ольга, но тут зазвонил её телефон, он услышал громкий мужской голос:
– Ольга Павловна, не задерживайтесь, пожалуйста, У нас тут проблема, нужно ваше вмешательство.
– Хорошо, я скоро буду.

Пока она говорила, Вова быстро сформулировал свой ответ.

– Говори, – сказала Ольга, отключив телефон.
–Учиться сам вряд ли я когда-либо смогу, а это – единственная возможность получить хорошую специальность, ты не бойся, я буду только учиться, хорошо учиться.
– И я согласна на такой вариант, а сейчас мне бежать надо, пока сходи за Андреем, я один звонок ещё сделаю.

Вернувшись с Андреем он увидел, что Ольга уже стоит в дверях:

– Андрей я на всё согласна, но сейчас мне надо бежать, меня ждут, а вы всё здесь вдвоём обсудите, – и она ушла.
– Ты иди пока все документы приготовь, да сразу и пойдём, – сказал Андрей Володе.

Он стоял перед зеркалом и видел перед собой лохматого раздолбая, которому даже надеть нечего, чтобы соответствовать подтянутому, одетому с иголочки Андрею Павловичу, он сегодня впервые узнал имя их с Олей покойного отца, когда её, молодую девушку, назвали по имени-отчеству.

– А я-то до сих пор просто Вовчик. Стыдно, батенька, стыдно, пора умнеть, – он постарался пригладить отросшие неаккуратные вихры, выбрал более-менее приличную для данного случая одежду и подумал, что ему даже бежать было бы не в чем, как он раньше планировал, ведь у него только старенькая осенняя курточка, да кроссовки, а через месяц-полтора уже и холодно станет.
Их с Андреем принял мужчина совсем не похожий на одноклассника: полноватый, облысевший, он казался старше его, но когда они друг другу улыбались, то Вове они показались мальчишками.
– Видно школа никогда не отпускает человека, ведь мы с Витькой, лучшим моим другом, с такой же радостью встречаемся, – философски заметил он и тоже, почему-то, стал улыбаться.

Потом Вове объяснили, что учиться они будут четыре раза в неделю, возить их будет заводской автобус, два дня они будут работать в качестве практикантов у опытных электриков, и только один день будет выходной.

– А через два месяца вы должны будете приступить к полноценной работе. Так что к Новому году у вас уже будет зарплата. Теперь давайте ваши документы, с завтрашнего дня у заводоуправления вас будет ждать автобус, ровно в 7:30, без опозданий, ждать никто не будет. Да и у нас на заводе за опоздание на общем собрании коллектива решили штрафовать.

Андрей толкнул Вову:

– Тебе точно сюда, я как знал, – он доброжелательно улыбнулся, и Вова непроизвольно тоже ответил ему широкой улыбкой и почувствовал, как его одолевает желание сказать совершенно незнакомому человеку, которого он видит первый раз в жизни, что-то хорошее, но он только неловко сказал “спасибо”.
– Я постараюсь не опаздывать.
– Стараться мало, надо делать, вот тогда в жизни всё и наладится, – хохотнул Сергей Яковлевич, Вова слышал, что так назвала его зашедшая с бумагами женщина.

А он, Вова, наверное, все свои неполные 29 лет только и старался, а надо было делать, вот как эти двое, что обнявшись друг с другом, только что распрощались.

Они шли по улице, где в это время дня почти никого не было кроме школьников, которых собирали к школе заботливые мамы, и те гордо шли новыми ранцами, загруженными всем подряд: тетрадями, ластиками, дневниками, носками, майками и прочей мелочью. А мамы шли, держа в руках пакеты с платьями, брюками, куртками и обувью, совсем также, как с ним, маленьким Вовочкой, шла когда-то мама. Встречались ему и папы. Но они шли с детьми постарше, а в руках у них были зачехленные ноутбуки.

Оля давно уже сказала, что у неё будет мальчик, поэтому он приглядывался к мужчинам, обращая внимание на то, как они общаются с мальчиками. А у Вовки отца не стало, когда ему исполнилось десять лет, он погиб в аварии. Мать вскоре вышла замуж и родила девочек, но с отчимом у него отношения не сложились, хотя в принципе он был неплохим человеком, никогда его не обижал, старался избегать конфликтов, а два года назад и его не стало. Вова ушёл из дома, чтобы матери было легче.

– О чём задумался, Вова, – спросил Андрей.
– Да вот думаю, что напрасны были все мои старания, потому что я ничего хорошего не ДЕЛАЛ, даже учился абы как. А уж на работе…
– Ну ничего, у тебя всё впереди, – решил поддержать его Андрей, – вы когда в ЗАГС пойдете, надо бы побыстрее.
– У Ольги там работает подруга, они сами решат.

Вечером они сходили к этой подруге и отдали заявление. Через три дня она же, подруга, задержалась на работе, чтобы вечером дождаться Олю с Вовой и зарегистрировать их. Все произошло буднично, без свидетелей. В выходной день они устроили праздничный ужин, на который пригласили соседей, а Ольга двух своих подруг с мужьями.

– А ведь Ольге, наверное хотелось свадьбы, – с горечью думал Вовчик, а тут на тебе – безработный жених.

Ему было стыдно и перед тёщей с Андреем, и перед соседями, которые были в курсе всех их семейных дел.

Как-то вдруг куда-то отошли мысли о доме, на который он недавно претендовал, возникли новые – о детской кроватке, о коляске, и прочих атрибутах для новорождённого.

ПРОДОЛЖЕНИЕ