Самое время продолжить разговор об исправительных учреждениях России. Мы уже рассказывали вам о СИЗО (да-да, некоторые осужденные остаются отбывать наказание в изоляторе) и колониях-поселениях. На очереди исправительные колонии общего режима – самый «популярный» тип учреждений уголовно-исполнительной системы России.
Что такое колония общего режима
Большая часть представлений обычного человека о «зоне» касается как раз колоний общего режима – самых распространенных учреждений системы ФСИН России.
Большинство российских осужденных содержится не в тюрьмах (где камеры), а именно в колониях – лагерях, где сидельцы распределены по отрядам, внутри которых могут свободно перемещаться и общаться между собой.
Текущую сеть колоний Россия практически полностью унаследовала от СССР, до 1997 года эти учреждения назывались исправительно-трудовыми колониями (ИТК), а ещё раньше – исправительно-трудовыми лагерями (ИТЛ). С 1934 по 1956 год они входили в структуру ГУЛАГа (Главного управления лагерей, трудовых поселений и мест заключения) и относились к ведению НКВД СССР. В 1956 году колонии общего режима перешли в сферу ответственности МВД.
В новое время уголовно-исправительная система перешла под контроль Минюста и подведомственного ему ФСИН России. Этого требовало международное законодательство, требующее, чтобы следствие, надзор и исполнение наказаний осуществлялись разными органами исполнительной власти.
Кто отбывает наказание в колонии общего режима
Круг лиц, которым назначается отбывание наказания на общем режиме, определен статьей 58 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В основном, это мужчины, осужденные за совершение тяжких преступлений и прежде не отбывавших лишение свободы (так называемые «первоходы»), а также те, кто совершил рецидив умышленных преступлений небольшой и средней тяжести. Граждане, отбывающие первый срок и бывалые сидельцы содержатся в разных колониях общего режима.
В исключительных случаях, суд может отправить «на общий» и осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, а также впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести. В этом случае суд обязан указать причины, по которым пришел к выводу о том, что отбывание срока в колонии-поселении является недостаточно суровым наказанием.
С относительно недавних пор на общий режим регулярно отправляются виновники резонансных ДТП с человеческими жертвами, особенно если управляли ТС в состоянии опьянения. В колонии общего режима отбывает наказание, в частности, актер Михаил Ефремов. Его адвокаты не смогли доказать, что такое наказание является слишком суровым, хотя все предпосылки для этого были. Многие юристы уверены, что именно общественный резонанс сделал невозможным направление осужденного в КП.
Существуют и колонии общего режима для женщин. В них отбывают наказание осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также рецидивистки. Женских колоний строгого и особого режимов в России не существует – условия содержания в них считаются слишком суровыми для женщин. Не предусмотрено и колоний-поселений для женщин, осужденных впервые. Суды назначают им условное наказание или другие виды наказаний, не связанные с лишением свободы.
Опережая ваш вопрос, поясняем, что колонии-поселения для женщин в России существуют – в них переводят осужденных с общего режима за примерное поведение – в порядке смягчения наказания. Часто в таких КП женщины и мужчины, осужденные повторно, содержатся вместе (проживают осужденные раздельно, но работают и посещают воспитательные мероприятия – вместе).
Более подробно о колониях-поселениях вы можете прочитать в соответствующей статье нашего блога.
Обратный переход (из колонии-поселения в колонию общего режима) тоже возможен – из КП могут перевести на общий режим за злостные нарушения режима содержания. Это возможно исключительно по решению суда. Администрация посёлка подаёт в суд представление и вопрос рассматривается, как материал об исполнении наказания (таким же образом, как ходатайства об УДО). Справедливости ради, стоит отметить, что суды нередко отказывают колониям-поселениям в переводе подопечных в более строгие условия.
В колонии общего режима переводят и достигших совершеннолетия осужденных, прежде содержавшихся в воспитательных колониях (их ещё называют «колониями для несовершеннолетних» или попросту «малолетками»).
Как устроены колонии общего режима
Как мы уже отметили выше, колонии общего режима – это лагеря, где осужденные проживают в общежитиях («бараках») – в спальных помещениях установлены ряды двухъярусных кроватей, к каждому месту прилагается тумбочка. Обычно в одном помещении проживает от 20 до 150 осужденных. На каждого из них, по закону, должно приходиться не менее двух квадратных метров площади.
Существуют и комнаты отдыха для осужденных, где можно в отведенное для этого время смотреть телевизор, играть в настольные игры или, например, читать.
Кроме общежития, осужденным доступны общая столовая, библиотека, «клуб», школы и профессиональные учебные заведения, банно-прачечный комплекс (БПК) и медицинский пункт (иногда со стационаром на несколько десятков мест).
Во многих учреждениях есть часовни, а иногда и полноценные храмы. Русская православная церковь старается достаточно активно участвовать в исправлении осужденных. Многие обретают в неволе веру в бога.
Как и где гуляют осужденные
В непосредственной близости от общежитий организованы так называемые локальные зоны («локалки»), где осужденные могут свободно гулять, если не заняты на производстве и не загружены другими обязанностями. Как правило, территория рассчитана на 200-500 человек одновременно.
По всей остальной территории колонии общего режима осужденные имеют передвигаться исключительно организованным строем, с разрешения администрации и в сопровождении сотрудников учреждения.
Где работают осужденные
По закону, осужденные, отбывающие наказание в колониях общего режима, обязаны трудиться (в отличие от колоний-поселений, где труд доброволен). Отношение осужденного к труду – важнейший критерий исправления, значительно влияющий на решение об условно-досрочном освобождении. При колониях общего режима организуются промышленные производства (так называемые «промки». Осужденные производят мебель, игрушки, одежду, сигареты и многое другое. В одной из колоний налажено производство готовых объемных букв для наружной рекламы, они отправляются заказчикам и агентствам по всей стране.
Несколько учреждений производят кухонное оборудование для нужд самого ФСИН, форму для сотрудников силовых подразделений, одежду и обувь для осужденных и так далее. Распространены и пищевые производства – значительная часть продуктов для питания российских осужденных производится их «коллегами» в разных уголках страны.
На осужденных распространяется Трудовой кодекс, их труд должен оплачиваться (в размере не менее одного МРОТ), они имеют право на отпуск, платят подоходный налог, производят выплаты по алиментам и назначенным судом обязательствам. Деньги и банковские карты на общем режиме использовать нельзя (в отличие от колоний-поселений), но у каждого осужденного есть личный счет, с которого можно, например, оплачивать покупки в специальном магазине.
Условия содержания в колониях общего режима
Статья 121 УИК РФ предусматривает для колоний общего режима три варианта условий содержания – обычные, облегченные и строгие.
Изначально все осужденные попадают в обычные условия содержания. Можно сказать, что обычные условия – это и есть условия содержания в колонии общего режима. Осужденным доступны шесть краткосрочных свиданий и четыре длительных, шесть посылок и шесть бандеролей в год. Кроме того, в магазине колонии можно тратить до 9000 рублей в месяц.
Отдельные возможности предусмотрены для осужденных, имеющих малолетних (до 14 лет) детей – всем женщинам и мужчинам, являющимся единственным родителем. Им могут быть предоставлены дополнительные встречи с ребенком в выходные и праздничные дни (дважды в месяц), причем можно проживать вне территории колонии, но в пределах того же муниципального образования. Такие свидания не являются поощрениями, а чтобы отказать в свидании, начальник учреждения должен вынести мотивированное решение, которое можно оспорить через суд.
В облегченные условия содержания переводят осужденных, безукоризненно соблюдающих все требования в течение полугода. Основное отличие от обычных условий – в количестве свиданий и посылок. Лимит свиданий увеличивается до двенадцати в год (по шесть – краткосрочных и длительных). Деньги «облегченники» могут расходовать без ограничений. Кроме того, им доступны 12 посылок или передач в год, а также 12 бандеролей.
Строгие условия содержания (СУС) положены нарушителям режима. Проживают такие осужденные отдельно – в запираемых помещениях. Им доступны шесть свиданий (три краткосрочных и три длительных), три посылки и три бандероли в год, а прогулки ограничены полутора часами в день. Начальник колонии может увеличить продолжительность прогулок вдвое – за примерное поведение. Лимит расходования средств в магазине – 7800 рублей в месяц.
Чтобы перевестись на обычные условия содержания, осужденному нужно вести себя безупречно в течение шести месяцев.
Решения о переводе осужденных из одних условий в другие принимается администрацией, причём из облегченных условий можно перевести человека как в обычные, так и в СУС.
Читатели часто переживают, что при переводе из другой колонии осужденный попадет из облегченных условий содержания в обычные – это не так. Статья 120 УИК РФ напрямую содержит правило, по которому условия содержания при переводе сохраняются.
Есть ли у осужденных форма
Да, осужденные, содержащиеся в колониях, обязаны одеваться по предусмотренной форме – выдается и одежда, и обувь по сезону. Правила внутреннего распорядка предъявляют строгие требования к внешнему виду осужденного, и за нарушения часто назначаются взыскания – распространены как справедливые наказания за нарушения формы одежды, так и придирки со стороны администрации учреждения.
Форменную одежду и обувь носят осужденные всех типов учреждений, кроме колоний-поселений. «Фирменные» вещи носят и осужденные, отбывающие наказание в следственных изоляторах. При этом содержащиеся в них подследственные пользуются «вольной» одеждой.
Напоминаем, что осужденные имеют право оспорить назначенные взыскания через суд. Кроме того, существует довольно подробная процедура наложения взысканий, которая нередко нарушается (или скорее не соблюдается) администрациями колоний. Нарушение процедуры может быть достаточным поводом для отмены взыскания.
Распорядок дня в колониях общего режима
Дисциплина – одна из важных частей процесса исправления осужденных и соблюдение распорядка дня является важной частью этой работы. ПВР устанавливают рамки, а администрация учреждения составляет распорядок дня осужденных внутри имеющихся норм. При этом учитываются особенности климата и расположения колонии, времена года и многие другие условия.
Осужденным положен восьмичасовой сон. Запрещены наказания в виде ранних подъемов и поздних отходов ко сну, которые часто практиковались в прежние годы (а по некоторым сведениям, увы, встречаются и сегодня).
Распорядок дня устанавливает время подъема и отбоя, утренней зарядки и гигиенических процедур, приёма пищи. Регламентировано время проведения обязательных поверок, а также личное время осужденных. Рабочее время и учебные занятия тоже, разумеется, включены в распорядок дня.
Как кормят в колониях общего режима
Питание в колониях общего режима трехразовое. Осужденным положены завтрак. обед и ужин. Меню, как правило, не отличается разнообразием, хотя ответственные сотрудники некоторых учреждений и пытаются делать его разным – насколько это возможно.
На завтрак, как правило, подается сладкая каша (суточная норма сахара распределяется между кашей, обеденным чаем и вечерним компотом). Обед осужденных состоит из супа (обычно довольно жидкого) и второго (макаронные изделия и каши) и чая. На ужин подают овощные рагу, мясо и рыбу. Среди напитков – кисель или компот.
Хлеб сильно отличается от учреждения к учреждению – бывает как очень вкусным, так и совсем пресным. Как правило, печется на месте самими осужденными. Существуют нормативы по использованию ржаной и пшеничной муки. На завтрак подаётся белый хлеб, на обед и ужин – чёрный.
Еженедельно положены молоко и яйцо, при этом норматив молока часто используется для приготовления каш, а яйцо является для осужденных почти праздником.
ФСИН производит много овощей – картофеля, свеклы, капусты и лука. Они и идут «на корм» осужденным. Еще один распространенный продукт лагерных «промок» – рыба и рыбные биточки. Мясо часто используется из старых военных запасов – это глубокая заморозка многолетней давности.
Большим дефицитом являются фрукты. Изредка завозят яблоки (также из фсиновских хозяйств), но в основном – сухофрукты низкого качества, из которых варится компот.
Выручают передачи и местный киоск, ассортимент которого иногда бывает весьма широким. Во многих учреждениях можно также купить готовые блюда местного производства. Приготовлены они обычно из тех же продуктов, что и основной рацион. Качество питания – довольно популярный повод для жалоб россиян в ЕСПЧ.
Право осужденных на отдых
В свободное от работы и обязательных занятий время осужденные имеют право на отдых. В основном, речь идет о прогулках в локальной зоне, просмотре телепередач, играх в шахматы и нарды, посещении библиотеки. Кроме того, в учреждениях обустроены так называемые «клубы», где осужденные занимаются музыкой, ставят театральные постановки. На концерты иногда разрешается пригласить родственников.
Условно-досрочное освобождение из колонии общего режима
Именно из колоний общего режима в суды поступает наибольшее количество ходатайств об УДО. Какое-то время назад суды даже проводили выездные заседания в колониях, в ходе которых рассматривали сразу все поступившие ходатайства. Сейчас от этой практики практически отказались – Минюст решил, что при таком подходе сложно избежать влияния администраций учреждений на суд.
Ходатайство можно подать через администрацию учреждения или через адвоката («с воли»). Считается, что к адвокатским ходатайствам граждане начальники относятся предвзято, но в большинстве случаев это не соответствует действительности, хотя и вносит в работу начальников отрядов определенные неудобства.
По официальной статистике, удовлетворяется не более половины ходатайств осужденных. Виной тому, в основном, низкое качество самих ходатайств – большинство из них осужденные пишут самостоятельно или с помощью соседей по отряду, более опытных сидельцев. Некоторые отрядники уделяют большое внимание помощи осужденным с ходатайствами. но это скорее исключение из общей статистики.
Мы рекомендуем всё же заручиться помощью юристов – как минимум при составлении прошения об условно-досрочном освобождении. С опытом и на свободе гораздо легче подготовить пробивное ходатайство – собрать необходимые доводы и изучить статистику по конкретному учреждению и конкретному суду.
«Институт УДО» добивается положительного решения об условно-досрочном освобождении в большинстве случаев. Наработан уникальный опыт работы в большинстве судов, с осужденными большинства учреждений России. Мы используем множество лайфхаков и подходов – все они законны и опираются на наши знания. Не рискуйте своей свободой – доверяйте разработку ходатайства профессионалам.
Мы с удовольствием ответим на любые вопросы о смягчении приговоров, условно-досрочном освобождении и замене наказания более мягким его видом. Пишите – будем рады помочь. Самые интересные дела ведем pro bono («для общественной пользы»).
Кроме того, будем рады комментариям от тех, кто сталкивался с учреждениям общего режима лично – ваш опыт помогает узнавать о колониях больше и дополнять наши материалы. Знаем, что нас читают как родственники осужденных, многие статьи передают и в колонии. Присоединяйтесь к нашей большой работе и становитесь свободными!