Найти тему
Майкопские новости

Режиссер Андзор Емкуж - об образе адыгского мужчины, театре и кино

…сильные мужчины, однако порой наших земляков считают слишком суровыми, особенно в отдаленных от Кавказа регионах России. Так какие же они? О конфликте народных мировоззрений, образе адыгского мужчины в жизни, театре и кино мы поговорили с режиссером-постановщиком Андзором ЕМКУЖ, который сейчас ставит на сцене Национального театра им. И.С. Цея спектакль «Шыу Маф».

– Андзор, кавказский мужчина – это...

– Как говорил известный адыгский философ Жабаги Казаноко: «Кто шагает в ногу со временем, тот и мужчина». Я не могу сказать: «Кавказский мужчина вчера был такой, сегодня вот такой, а завтра будет таким–то». Я считаю, образ мужчины не зависит от времени. Образ зависит от отношения мужчины к жизни. А дальше уже становится понятно: какой он семьянин, отец, сын, друг, работник. Мужчина, в первую очередь, должен быть мужчиной во всех смыслах этого слова, и тогда женщина рядом с ним будет женщиной. Ей не придется взваливать на себя мужские обязанности, тянуть на себе семью, решать проблемы. Что же касается воспитания, то на Кавказе ему уделяется огромное значение. В человеке с рождения воспитывают уважение к женщине, к родителям, к друзьям. Кавказский мужчина, как и любой другой, может быть образованным, знать этикет, иностранные языки, быть профессионалом своего дела. Но есть такое понятие, как менталитет географического происхождения народа. Если говорить о кавказском мужчине, то это суровый склад характера (не читать, как грубый). Нашим предкам нужно было испокон веков выживать, доказывать свою состоятельность не только соседям, но и природе (горам). Такие условия жизни сформировали образ кавказского мужчины: защищать семью, друзей, детей, свои интересы в суровых ландшафтных условиях. И это нормально. В разных регионах России тоже особый менталитет: в Сибири – один характер, в центральной части – другой. И понятие «мужчина» воспринимается везде по–разному, также на отношения мужчины и женщины смотрят через фильтр народного мировоззрения.

-2

– Например?

– У входа мужчина и женщина. По этикету европейского/российского воспитания мужчина должен открыть дверь, пропустить даму первой – это знак уважения к ней. На Кавказе первым заходит мужчина. Это продиктовано бытом наших предков. Не потому что мужчина не уважает женщину, а потому что он ее защищает. Он должен убедиться, что в помещении безопасно. Да, сегодня мы, мужчины Кавказа, не ходим с кинжалами по улице и на нас не нападают вдруг, как это было в древности. Но такое поведение уже вросло в менталитет, так воспитывают мальчиков из поколения в поколение, и даже сами адыги порой не знают истоков национального этикета. «Я так делаю потому что так делал отец, дед, прадед...», – рассуждают они.

Например, на Кавказе принято, что когда мужчина входит или проходит мимо, женщина должна привстать. Это знак уважения к защитнику. Даже если это маленький мальчик, бабушка будет встречать его стоя. С детства у ребенка есть понимание: «Я – мужчина, меня уважают, а значит, я обязан защищать женщин». Он за них в ответе – и за своих, и за чужих. Кавказский мужчина всегда относится к женщине так, как хотел бы, чтобы относились к его матери, сестре, дочери. Наверняка ты слышала фразу, когда двое мужчин ссорятся: «Пойдем выйдем?!» Она появилась на Кавказе. Если между двумя мужчинами есть конфликт, они никогда не будут ругаться, драться при женщине. Нельзя! А вдруг эта женщина ждет ребенка? А может быть, она кормящая мать? А вдруг в доме спит ребенок? Наши предки, если и нужно было выяснить отношения, то делали это строго без женщин. Когда говорят, что кавказский мужчина не уважает женщину, хочется напомнить обычай. Во время драки женщина снимала платок с головы и бросала его между ссорившимися мужчинами. Они тут же расходились из уважения к ней, даже если это кровные враги. Эта традиция известна на весь мир, и она – доказательство того, что женщину на Кавказе уважают, она, в первую очередь, мать, которая дает жизнь. Даже в самом адыгском языке заложена матрица отношений на Кавказе. Например, мужчина уходил в поход, на войну. Мать оставалась одна. Друг ее сына обязан был заботиться о ней. В переводе с адыгского языка слово «ныбджэгъу» (друг) означает – опора моей матери. Одно слово характеризует и дружбу, и семейные ценности, и общество адыгов в целом. И весь мой труд как режиссера – в том, чтобы объяснить смысл кавказского этикета, обычаев, традиций, чтобы в России и во всем мире на нас смотрели с пониманием: «Кавказский мужчина ведет себя так, потому что...». И в каждой своей работе, будь то кино, спектакль, я стараюсь раскрывать особенности адыгских традиций. Это не значит, что через кинематограф и театр я говорю только об адыгах. Я с уважением изучаю культуру других народов России и о ней тоже рассказываю. Я верю, что так мы, жители России, научимся лучше понимать друг друга и уважать.

– Расскажи про образы мужчин в национальном театре и кино? Какие они сегодня?

– Такие же, как и в жизни. То, что происходит в искусстве и культуре, – отражение нашей реальности. Мы откуда образы берем? Из жизни. Если мы говорим о кавказском кино и национальных театрах, то сегодня ощутимо навязывание чужих ценностей. Любые традиции, обычаи имеют корни географического происхождения и уже отсюда вытекают народности, этнос, образы, обычаи, традиции. Те люди, которые живут на Кавказе, имеют определенный склад ума. И не надо нам навязывать чужую культуру как «толерантность». А пропаганда западных ценностей идет жесточайшая, даже в обычном смартфоне. Вот смайлы, которыми все сейчас пользуются активно, особенно дети. Посмотри на семейные эмоджи и их варианты. Кроме традиционной семьи мы видим: «папа, папа, ребенок», «мама, мама, ребенок». И наши дети привыкают к тому, что такие семьи – норма. Каждый человек сам выбирает, какой ориентации придерживаться, но зачем его выбор делать общественным достоянием? И если в каких–то европейских странах нетрадиционная ориентация является частью культуры, то не надо ее продвигать как норму в других государствах. Культура – это воспитание человека. А толерантность – это уважение, но не навязывание. И кавказское кино, национальные театры через образы, в том числе мужские, должны правильно донести до зрителя ценности нашей страны. И возвращаясь к твоему вопросу: образ мужчины в национальном кино и театре, – отвечаю, это мужественный, справедливый, честный, порядочный, знающий, что такое честь, совесть, храбрость, достоинство человек. И таких героев должен видеть зритель. Театр и кинематограф – это не просто место и способ для развлечения, они несут большую ответственность в формировании здорового общества. Герой в национальном театре и кино – человек, который берет на себя ответственность перед народом, республикой, страной. Мужчина-актер носит, в первую очередь, в себе перечисленные ценности. Это его опора, без которой сыграть героя нашего времени невозможно.

Саида Кикова.

Фото Андзора ЕМКУЖ.