Война и искусство противоположны: война про разрушение, а искусство – про созидание. Мы за созидание и против войны, как и художники из этой статьи.
“Голубка”, Пабло Пикассо, 1949 и 1961
“Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны” – Пабло Пикассо
Канонический символ мира имеет множество вариантов, самые известные из них – оригинальная литография 1949 года и более растиражированная иллюстрация 1961 года. Произведения стали последовательным высказыванием художника против войны, начавшиеся с “Герники” и “Плачущей женщины” (1937) и продолженные “Склепом” (1945).
Голубка, отпечатанная Пикассо после череды военных потрясений в Европе, задумывалась как символ мира, в котором больше не будет войны, но довольно быстро стала символом коммунистической пропаганды – что, в целом, не противоречило политическим взглядам самого Пикассо.
Берлинская стена
“Если множество маленьких людей во множестве маленьких мест будут совершать малые дела, они смогут изменить мир” – граффити на Берлинской стене.
Берлинскую стену построили политики, а разрушили простые люди. Остался только небольшой отрезок, напоминающий о том времени, когда Берлин был разделен на две части чем-то большим, чем просто стеной. В 1990-м году стену расписали 116 художников из 21 стран, включая Дмитрия Врубеля “Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви”, Габриэля Хаймлера “Перепрыгивающий через стену” и Тьерри Нуара с его разноцветными головами.
“Пацифик”, Джеральд Холтом, 1958
Одно из самых известных высказываний за разоружение и мир. Символ, созданный британским художником Джеральдом Холтомом для марша против ядерной войны использовался и как официальная эмблема антивоенных движений, и как плакат на множестве демонстраций, и как символика хиппи-движения.
“Х** в ПЛЕНу у ФСБ!”, арт-группа “Война”, 2010
Оппозиционная арт-группа “Война” неоднократно проводила акции против российских силовых структур. Одним из самых скандальных перформансов стало изображение 65-метрового фаллоса на разведенном Литейном мосту, недалеко от здания ФСБ в Санкт-Петербурге. В 2011 году акция получила премию VI всероссийского конкурса в области современного визуального искусства “Инновация” в номинации “Произведение визуального искусства”.
“Балканское барокко”, Марина Абрамович, 1997
Перформанс Марины Абрамович, который получил “Золотого льва” на 47й Венецианской биеннале – наверное, одно из самых сильных высказываний о войне. Художница сидела среди полутора тысяч тонн говяжьих костей, издающих невыносимый запах и методично отдирала мясо от костей. В качестве звукового сопровождения выступали балканские народные песни и рассказы о детстве в Югославии, гражданской войне в которой и было посвящено выступление.
“Сайгон”, Питер Соул, 1967
Картина Питера Соула, написанная в качестве протеста против роли США в войне во Вьетнаме. Несмотря на яркие краски и почти мультяшные изображения, на картину тяжело смотреть, а подпись “Белые мальчики пытают и насилуют население Сайгона” делает ее вообще невыносимой.
“Формула Скорби”, Вадим Сидур, 1972
Художник, скульптор и ветеран Великой Отечественной Войны Вадим Сидур, тяжело раненный в 1944 году, посвятил темам скорби, потери и ужасам войны множество работ. «Формула скорби» была задумана как памятник евреям – жертвам нацизма – убитым в Ленинградской области во время Второй мировой войны. Простота формы не помешала художнику передать чувства и эмоции горюющего человека.
“Раскол Жизни”, Кабил Кансо, 1974-1994
Война стала центром творчества постмодернистского художника Набил Кансо и основной связующей темой серии “Раскол жизни” из восьмидесяти картин – на полотнах изображены последствия ядерного взрыва в Хиросиме и Нагасаки, войны в Ливане и Вьетнаме, ужасы Освенцима и прочие войны и конфликты. Картины автора из-за обилия красных, желтых и черных цветов можно принять за изображения ада, но в этот ад люди попадают прижизненно.
Лицо войны, Сальвадор Дали, 1940
Самая прямолинейная картина Дали с изображением бесконечной смерти была написана между Гражданской войной в Испании и Второй Мировой войной. В глазницах и рту у черепа – черепа, в каждом из этих черепов – тоже черепа; все вместе создает гнетущее впечатление взаимной связи, необратимости и бесконечности смертей.
“Вырезано кухонным ножом”, Ханна Хех, 1919-1920
Движение дадаизма стало ответом на бессмысленность Первой мировой войны – потрясенные художники использовали коллаж как отказ от создания смыслов в мире, который потерял логику. Использование вырезок из газет должно было дать возможность убрать личность автора из произведения искусства и дать обществу говорить самому за себя, а также избежать придирок цензуры.
Make love & art, not war, дорогие читатели.