Найти тему
Олег Панков

Украинская "пассионарность"

Рассказывает протоиерей Вячеслав Брегеда

Недавно я ознакомился с брошюрой Ольги Четверяковой «Украине говорят ‒ убей в себе русского». Автор является кандидатом исторических наук, доцентом МГИМО. Брошюра вышла в свет в 2014 г. Однако актуальность обсуждаемой в ней темы нисколько не утратилась, наоборот… Главная мысль, которая ясно прослеживается в данной публикации, ‒ Украина – это часть исторической России и в политическом, и в духовном смысле слова. И что сейчас речь идет фактически об уничтожении памяти русского народа, живущего в Малороссии, о ликвидации русской православной культуры. Ведущую роль в разрушении православия на Украине автор отводит Ватикану. Ольга Четверякова много лет работала с материалами, связанными с Римской церковью, и имеет немало научных публикаций на эту тему. Она акцентирует внимание на том, какую активную роль сыграли греко-католики на Майдане, которые фактически его благословляли. Они выступали в качестве духовных и идейных лидеров, их «церкви» были превращены в базы для боевиков: там они спали, там их кормили, раздавали зарплату.

С выводами историка трудно не согласиться. Со своей стороны хочу осветить эту проблему несколько в ином ключе. Украина в силу ряда исторических причин и географического положения оказалась тем «слабым звеном», которое враги единого Российского государства на протяжении не одного столетия всеми силами пытались оторвать от «русского мира» и использовать для борьбы с «Москвой». И им это, наконец, удалось. В период Второй мировой войны помимо Украины были также попытки создать на территории Краснодарского и Ставропольского края и некоторых других прилегающих областей отдельное государство «Казакию».

Хорошо известно, какую роль в начале XX века сыграли в рождении украинской государственности Австро-Венгрия и Кайзеровская Германия и какие миллиарды долларов были вложены в нынешний Майдан. Так или иначе, посеянные когда-то ядовитые семена самостийности, ненависти к «москалям» и ориентация на Запад дают нынче многочисленные всходы при обильном информационном вливании в части искажения истории и отмежевания от всего того, что является носителем великой русской культуры. Поколения людей, выросших в советскую эпоху в едином государстве, имеют в этом отношении некоторый иммунитет. А вот молодежь быстро воспринимает и усваивает такие, мягко говоря, нездоровые тенденции.

Недавно мне рассказали такой случай. В одной из украинских школ преподаватель музыки вела урок и предложила одному мальчику проиграть на фортепьяно красивую русскую песню. Мальчик ответил, что он ничего русского не любит. Она стала спрашивать, почему он так говорит, и в мягкой форме посоветовала сначала только послушать, как звучит эта песня. Но мальчик был не преклонен и оказался даже говорить на эту тему. Причем, он был из русскоязычной семьи, и весь разговор происходил на русском языке. Насколько внешняя среда влияет на молодежь, я убедился лично на примере одного студента, который учился в художественной школе Хотьковского промышленного колледжа и дружил с моими детьми. Он был остроумным, веселым, общительным и очень нравился моим ребятам. Про таких обычно говорят: «Рубаха ‒ парень». Костя, так его звали, приехал из Киева, но говорил на чистейшем московском наречии без примеси украинского акцента. В его семье всегда говорили на русском языке. Когда начался Майдан, он уехал в Киев и неожиданно для нас всех примкнул к националистам. Как про него потом рассказали, над своей кроватью он повесил украинский флаг, стал говорить только на «мове», выкрикивать «слава Украине», высказываться в духе ненависти и презрения к «москалям». Но когда началась АТО и молодежь призывного возраста стали забирать в армию для войны на Донбассе, сбежал из Украины в Молдавию. Говорят, что примерно 80 % молодежи на Украине мыслят почти так же, как и Костя. Как это не покажется странным, подобные тенденции, но в несколько ином формате, проявляются и у нас в России. В период атеизма нашему народу 70 лет вдалбливали, что Бога нет, партия наш рулевой, нужно верить в партию и в коммунизм. Сейчас на смену тем идейным лозунгам пришел некий безликий интернациональный модернизм с общечеловеческими ценностями. «Тихой сапой» в школах внедряются программы обучения, образования такой направленности, чтобы дети потеряли любовь к русской речи, музыке, культуре, были малограмотными, необразованными. Из общественного информационного поля и школьных учебников потихоньку исчезают или отодвигаются на дальний план имена известных русских полководцев, писателей… Вместо них появляются другие имена, отнюдь не олицетворяющие образцы патриотизма и любви к Родине. Некоторые крутые люди, постоянно шныряющие по заграницам, порой стыдятся называть себя русскими. В соцсетях даже появилось ставшее популярным стихотворение на эту тему.

Известный советский и российский ученый (историк, географ, археолог) Лев Гумилев ввел для объяснения сущности и направленности исторического процесса понятие «пассионарности» как способности того или иного индивида или целого народа (этноса) к саморазвитию, достижению какой-либо цели. Если народ теряет в большинстве своем «пассионарность», он сходит с исторической арены, уступает место другим… Насколько мне известно, в научных кругах упомянутую теорию Л. Гумилева мало кто воспринимает всерьез. Но, на мой взгляд, в ней есть крупицы того, что мы теперь называем Промыслом Божиим. На территории, которая впоследствии стала называться Русью, проживало множество народов и племен ‒ скифы, сарматы, гунны, хазары… Археологи постоянно находили и находят этому подтверждение. И вот на историческую арену более тысячи лет тому назад выходят славянские племена, которые впоследствии будут называться «русским народом». Некоторые этимологи изначальный смысл слова «славяне» толкуют как «понимание». То есть здесь имелись в виду те племена, которые понимали язык друг друга. Другие народы они стали называть немцами от слова «немые», то есть не говорящие так, как они. Принятие славянами христианской веры создало предпосылки для созидания великого православного царства: сначала Киевской Руси, а затем и Московского государства. Таким образом, вера Христова объединила народы Древней Руси и они постепенно стали одной семьей, единым монолитом, прошедшим великие испытания от татаро-монгольского ига до богоборческого ига в XX веке.

Сейчас на Украине определенные влиятельные силы пытаются «пробудить» свою незалежную «пассионарность», сформировать особый «этнос» на основе фальсификации истории с ориентацией на Запад и чужеземные ценности. И, конечно, основной удар направлен на Православие. Как известно, главное «деяние» борцов с Москвой и Русской Церковью ‒ образование ПЦУ, наделение томосом украинских раскольников Константинопольским патриархом в нарушение всех церковных канонов. Причем, раскольнические «митрополиты», «епископы» и прочие служители были приняты в лоно «новой церкви» при своих должностях и званиях, и их беззаконные раскольнические «рукоположения» были признаны Константинопольским патриархом истинными без всяких оговорок. Дерзость и богоборчество неслыханные! На УПЦ Московского Патриархата оказывалось беспрецедентное давление. Архиереем и другим священнослужителям угрожали физическими расправами, лишением имущества, высылкой из страны и прочими бедствиями и невзгодами. Однако УПЦ МП достойно прошла это испытание и абсолютное большинство архиереев и священников остались верны Матери Церкви, несмотря на все угрозы, нападения и захваты храмов. Как рассказал недавно в одном из своих интервью митрополит Винницкий и Барский Варсонофий, из более чем 250 священнослужителей упомянутой епархии лишь 21 перешел в новообразованную раскольническую структуру. При всем том, что бывший митрополит этой епархии, Симеон, подался к раскольникам и пытался переманить за собой других пастырей. Владыка Варсонофий поведал также, что службы раскольники проводят в полупустых и пустых храмах, т. е. православные в абсолютном большинстве их «церковь» не воспринимают.

Украинская Православная Церковь МП находится в очень нелегких условиях. Постоянно приходится ожидать раскольнических набегов и рейдерских захватов храмов и церковного имущества, участвовать в бесчисленных судебных процессах, отстаивая свою правоту. Однако самое главное здесь то, что православный мир увидел достойный пример несгибаемости и верности Христу наших братьев по вере. И это вселяет надежду, что Господь сохранит Святую Русь, наше единство и веру до Своего Второго страшного и славного пришествия!