Обзор второго студийного альбома в карьере продолжается. Сегодня рассмотрим два сингла R.E.M. прямиком из 1984 года, вошедших на «Reckoning». Будут и лайв-записи, будут и редкие би-сайды, обещаю.
О чём говорим сегодня? Да в целом схема не меняется, тем более для тех, кто знаком с рассказами о синглах на моём канале. Если у нас возникают каверы, то вспоминаем и оригинальные песни, почему бы и нет.
Полновесную историю записи и разбор треклиста альбома «Reckoning» можно прочитать по ссылке ниже:
Это очень хороший альбом, заслуживающий вашего внимания. К синглам с него отношение должно быть примерно таким же. Давайте разберёмся поподробнее.
«So. Central Rain (I'm Sorry)»
дата выхода сингла: 26 марта 1984 года (Великобритания), 17 апреля 1984 года (США)
впервые песня исполнена вживую: 3 октября 1983 года на концерте в городе Атенс (США) в рамках «Murmur Tour»
в последний раз песня исполнена вживую: 23 сентября 2008 года на концерте в городе Мюнхен (Германия) в рамках «Accelerate Tour»
Вот он, главный хит на альбоме «Reckoning». Ни R.E.M., ни их менеджмент не просчитались, ведь «So. Central Rain (I'm Sorry)» практически безоговорочно является лучшей песней на всём релизе. По мелодичности она серьёзно выигрывает у «Radio Free Europe», да и для радио, казалось бы, подходит гораздо лучше. Но итог: всего лишь 85 место в чарте Billboard Hot 100. Оно и понятно – R.E.M. пока горячо любили только их ровесники. О всемирной известности говорить было всё ещё слишком рано.
Вообще я предположил, что в песне поётся о разрыве отношений и вода используется, как интересная метафора. Но тут объяснение выстроить можно куда проще:
Did you never call? I waited for your call
These rivers of suggestion are driving me away
The trees will bend, the cities wash away
The city on the river, there is a girl without a dream
83-й год, как никак. Телефонные провода легко обрываются из-за непогоды, а это чуть ли не единственное средство связи между людьми (большие времена). Не исключено, что в этой истории произошло всё именно так.
Концертная история у песни длинная. Началось всё с родного университета для группы. И вот уже спустя несколько дней «So. Central Rain» исполнялась на национальном телевидении всё в том же шоу Дэвида Леттермана. Тогда у этой песни ещё даже названия не было.
Сингл выходил в двух форматах и для каждого формата были приготовлены разные би-сайды. Интересного тут хватает. Давайте по порядку. Начнём с би-сайда для 7-дюймовки.
«Walter's Theme»
впервые песня исполнена вживую: 10 ноября 1983 года на концерте в городе Сан-Франциско (США) в рамках «Murmur Tour»
в последний раз песня исполнена вживую: 25 сентября 1984 года на концерте в городе Дарем (США) в рамках «Little America Tour»
Формально би-сайд был слеплен в одну цельную песню, поскольку был чудовищной импровизацией. Лучше Питера Бака никто об этом не расскажет:
«Я полагаю, что будь у нас хоть капля стыда, мы бы никогда не позволили этой маленькой жемчужине увидеть свет. Это было записано в самом конце долгого, пропитанного алкоголем дня, и я едва помню запись. Это была попытка написать рекламный ролик для одноимённого бара».
Первая строчка:
Hey this is David
I've got a hat the size of Oklahoma
напрямую цитирует песню небезызвестных героев альтернативы – группу Pere Ubu.
«King of the Road»
Оригинальный исполнитель: Роджер Миллер
впервые кавер исполнен вживую: 30 января 1982 года на концерте в городе Хобокен (США)
в последний раз кавер исполнен вживую: 20 ноября 1986 года на концерте в городе Джексонвилл (США) в рамках «Pageantry Tour»
Вторая часть этого би-сайда – полноценный кавер на хит американской легенды кантри-музыки Роджера Миллера, выпущенный впервые в 1965 году. Отличная песня, кстати.
Назвать кавер R.E.M. кавером язык не поворачивается, ведь здесь ребята продолжают импровизировать на радость любителям всяких плохо записанных бутлегов. Во многих изданиях «Walter's Theme» и «King of the Road» закономерно идут одной записанной дорожкой. Слова Питера Бака вновь прольют свет на ситуацию:
«Если бы в мире была хоть какая-то справедливость, Роджер Миллер мог бы подать на нас в суд за то, что мы сделали с его песней».
R.E.M. спели этот хит в прямом эфире немецкого телешоу «Rockpalast» 2 октября 1985 года. Вальяжная манера Майкла Стайпа чувствуется и это отличный повод увидеть хотя бы ненадолго группу совсем уж простецкой.
На вышедший исключительно в Европе 12-дюймовый сингл можно было уложить побольше материала, поэтому R.E.M. взяли две других записи.
«Voice of Harold»
впервые песня исполнена вживую: 29 апреля 1984 года на концерте в городе Уэртинг (Великобритания) в рамках «Little America Tour»
в последний раз песня исполнена вживую: 26 ноября 1984 года на концерте в городе Бирмингем (Великобритания) в рамках «Little America Tour»
Пускай вас не смущает абсолютно очевидное сходство «Voice of Harold» и песни «7 Chinese Bros.», вошедшей в треклист «Reckoning». По сути это одна и та же песня, сыгравшая огромную роль в записи альбома как таковой. Я рассказывал в статье выше следующую историю: Майкл Стайп порой пел настолько тихо в свой микрофон, что запись приходилось останавливать. Особенно это стало заметно как раз во время работы над «Семью братьями-китайцами».
Тогда со-продюсер альбома, Дон Диксон, нашёл выход из этой ситуации. Порывшись в чердаке, он обнаружил пластинку евангельской музыки «The Joy of Knowing Jesus» коллектива The Revelaires и отдал её Стайпу в качестве возможного вдохновения.
Знаете, что сделал Майкл во время следующего дубля? Начал громко петь вместо текста «7 Chinese Bros.» всю информацию с буклета того самого альбома! К счастью, это было записано и так появился би-сайд «Voice of Harold». Великолепная импровизация!
«Pale Blue Eyes»
Оригинальный исполнитель: The Velvet Underground
впервые кавер исполнен вживую: 30 сентября 1983 года на концерте в городе Атенс (США)
в последний раз кавер исполнен вживую: 23 октября 1985 года на концерте в городе Глазго (Шотландия) в рамках «Reconstruction Tour»
Неожиданно, правда? Опять The Velvet Underground. Таковы дела.
Оригинальная песня вошла на третий одноимённый альбом культовой группы. Автор – прославленный Лу Рид. В его исполнении песня просто невероятна.
Кавер от R.E.M. вполне достойный, но опускает значительную часть строчек оригинальной версии, делая акцент исключительно на припевной части и чуть большем количестве инструментов. Неплохо, если вы любите голос Майкла Стайпа (как я), но оригинал всё-таки круче.
Внушительный получился первый сингл. Давайте поговорим о втором и последнем с этой пластинки.
«(Don't Go Back To) Rockville»
дата выхода сингла: 18 июня 1984 года (Великобритания), 7 августа 1984 года (США)
впервые песня исполнена вживую: 4 октября 1980 года на концерте в городе Атенс (США)
в последний раз песня исполнена вживую: 16 ноября 2008 года на концерте в городе Каракас (Венесуэла) в рамках «Accelerate Tour»
Для второго сингла R.E.M. выбрали энергичную песню, являющуюся также и одной из самых ранних в каталоге группы. В живом репертуаре «(Don't Go Back To) Rockville» появилась ещё в первый год существования коллектива и оставалась там вплоть до последних гастролей ребят. Ещё одна песня на всю творческую жизнь.
«(Don't Go Back To) Rockville» – целиком и полностью личная история бас-гитариста Майка Миллза (он же и считается её автором). Паренёк хотел убедить свою тогдашнюю подругу, девушку по имени Ингрид Шорр, не возвращаться на лето в свой родной город Роквилл, штат Мэриленд, в результате чего и родилась песня. Интересно, что сама Шорр с момента выпуска песни не раз рассказывала в различных источниках, что Миллз в тексте весьма приукрасил действительность. Например, Майк представлял Роквилл как «место для потери очередного года», которым, по словам девушки, городок совсем не являлся. Вполне понятно, почему их отношения не сложились.
Don't go back to Rockville
Don't go back to Rockville
Don't go back to Rockville
And waste another year
На альбоме песня была записана в весьма быстрой манере. Сингл был сокращён до отметки 3:55, но это не помогло никак. «(Don't Go Back To) Rockville» пролетела мимо чартов как в США, так и в Британии.
Как по мне, куда лучше работает концертная версия, обычно игравшаяся в гораздо более спокойном темпе. Как пример: опять «Rockpalast» в Германии в 1985 году.
Вообще видеть Майкла Стайпа блондином – это что-то с чем-то.
С течением лет лид-вокал на концертах взял на себя сам Миллз. Его голос мне тоже нравится.
Би-сайды, попавшие на разные издания сингла, вновь получились разнообразными. Но, как и в случае с «Talk About the Passion» 1983 года, не обходилось без повторов. Всё ради неискушенного европейского слушателя.
Американцам би-сайд достался «живой» – исполнение песни «Catapult», взятое с концерта в Сиэтле, сыгранном 27 июня 1984 года. В очередной раз хорошо передаётся энергия концертов R.E.M.
7-дюймовка для европейских слушателей в качестве второй стороны давала возможность послушать лучший (на мой скромный взгляд) трек с мини-альбома «Chronic Town» – «Wolves, Lower».
Интересный факт: видимо эти издания так торопились в печать, что на выпуске потеряли одно слово. Так «Wolves, Lower» на 7-дюймовках стала просто «Wolves».
Предлагаю посмотреть поздний лайв с этой песней. Концерт в итальянской Вероне, сыгранный 21 июля 2008 года. Зал в восторге от песни, группе она тоже нравится, но вот Майкл уже был не в состоянии тянуть высокие ноты. Грустно.
Расширенный 12-дюймовый сингл пополнился ещё двумя записями с концерта. На этот раз речь о выступлении, которое R.E.M. дали 20 апреля 1984 года в Париже.
На этом я предлагаю завершить сегодняшний экскурс по синглам R.E.M. с их второго альбома «Reckoning». Не забывайте поддерживать статью пальцами вверх, комментариями по теме и репостом в удобные социальные сети, чтобы о моём скромном блоге могли узнать ваши друзья. Вдруг среди них есть добрые поклонники R.E.M.?
Также подпишитесь на тег #карьера r.e.m. от romanist Music
Это позволит не пропускать новые материалы по теме данной группы.
Напоследок вновь напомню о возможности поддержать мой скромный блог денежкой. Это исключительно добровольная акция для тех, кто хочет помочь выходу новых больших статей на моём канале. Сумма стоит по умолчанию, но вы можете выбрать свою. Спасибо.