Автошкола позади и долгожданное водительское удостоверение на руках. После короткой эйфории становится понятно, что остаёшься один на один с дорогой и тысячами машин на ней. Новичку предстоит столкнуться с самыми разными ситуациями и проблемами. И неполный год за рулем позволил получить необходимый опыт. А опытные водители дали необходимые советы и пришли на помощь в других ситуациях.
Знакомство с автомобилем. А ведь свой автомобиль отличается от учебного! И придется начать со знакомства с ним. В автошколах не всегда показывают, как открыть капот, откупорить крышку топливного бака. Исследуйте своё транспортное средство как новый смартфон. Без этого невозможно движение вперёд. Все эти многочисленные кнопки и переключатели на передней панели.
Водитель в ответе за своё авто, а это значит, что предстоит выучить, где бачок с антифризом, тормозной жидкостью, стеклоомывателем, щуп для определения уровня масла и другое. Все эти вещи нужно контролировать в процессе эксплуатации автомобиля. Некоторые жидкости лучше иметь с собой на случай, если нужно будет долить. Но вот тормозную жидкость возить не нужно, поскольку она гигроскопична и со временем потеряет свои свойства.
В спокойной обстановке располагаются на месте водителя, настраивают сиденье. Это не учебный автомобиль - каждый раз регулировать кресло не придется. Обращают внимание на панель приборов, контрольные лампы, руль с переключателями за ним.
При изучении особенностей своего авто, определяют алгоритмы работы переключателя фар, стеклоочистителей, подачи омывающей жидкости на лобовое стекло. В будущем каждая клавиша станет для вас необходимой так же, как алфавит для любого языка.
В простой ситуации, когда машину окатил грязью грузовик, некогда вспоминать, как активировать дворники. Грязь стекает прямо с крыши на лобовое стекло сплошным потоком. Щетки катастрофически не справлялись с ситуацией и лишь размазывали грязь по стеклу. Знания и наличие омывающей жидкости были как никогда кстати.
Алгоритм включения внешних световых приборов в разных моделях схож. Но переключение ближнего и дальнего света может отличаться. Не лишним будет уточнить наличие противотуманных фонарей (переднего и заднего) и научиться их включать.
Пассивная безопасность. До начала движения обращают внимание на боковые зеркала и зеркало заднего вида. Уже здесь могут возникнуть первые вопросы - как правильно провести регулировку. На помощь могут прийти обучающие видео в Интернете или советы опытных водителей на парковке. Помните, что вы должны видеть полосы на дороге, а не асфальт или горизонт.
Регулярно смотреть в зеркала научил случай возможного бокового столкновения при перестроении. Пропущенная машина в «мертвой зоне» чуть не стала причиной первого ДТП. Вот так в лексиконе появился термин «эффект неваляшки» при перестроении. Это когда взгляд бросают поочередно по принципу «дорога - зеркало, дорога - зеркало». Через полгода за рулем стало понятно, что вижу уже значительно больше чем раньше.
Управлению микроклиматом уделяют обязательное внимание. Среди основных направлений выделяют:
- Выставление температуры в салоне:
- Распределение воздушных потоков;
- Необходимость и правило использования кондиционера.
В одной из первых поездок случилась ситуация, когда очень сильно начали запотевать все стекла. На такой случай в салоне всегда должна быть с собой сухая чистая ветошь и салфетка из микрофибры. Держите их всегда под рукой. По незнанию пришлось протирать лобовое стекло вручную на каждом светофоре. Обратно возвращалась с приоткрытым стеклоподъёмником, ведь стекла продолжали запотевать. После этого случая совет водителя со стажем помог на примере моей машины всё правильно настроить (с учетом разных погодных условий). Стекла запотевать перестали, а ведь вначале закрались мысли про неэффективность системы вентиляции.
В вопросе капелек на стеклах подумалось про водосгон. В первые выезды не хотелось начинать движение, не протерев все стекла от капель дождя. Поначалу мешало все: работающие в дождь дворники, капли дождя на стекле, блики, мутная пленка на лобовом стекле от мелких капелек с асфальта во время оттепели. В этом случае выручала омывающая жидкость. Чтобы «омывайка» не замерзала в сильные морозы, пришлось купить качественный и дорогой состав.
Темное время суток. Первый самостоятельный выезд в темное время суток дался с трудом. Было впечатление, что дорога и машины на ней встречаются в первый раз. Усложнял все мокрый асфальт и накрапывающий дождь. Слепило все: свет фар автомобилей, светофоры, дорожные знаки, мокрый асфальт. Лобовое стекло бросало блики.
За городом в темноте было еще сложнее. Полная темнота, свет только от фар. Именно здесь понадобятся знания о ближнем и дальнем свете фар. При этом постоянно понимаешь, что на дороге есть и другие участники движения. Не слепите встречно идущий автомобиль. Вне города ночью помогала подсказка из автошколы о том, что нужно смотреть в нижний правый угол лобового стекла, когда навстречу движется автомобиль.
И один полезный совет! Первые выезды в темное время суток, по возможности, совершайте с опытным водителем.
В качестве заключения. В автошколе преподаватели разбирают много ситуаций, приводят большое количество примеров, и из личного опыта, в том числе. Но у каждого будут свои ситуации, когда здесь и сейчас вам нужно принять решение. Не будет времени на то, чтобы вспомнить их все и выбрать нужный вариант. Этому вы будете учиться каждый день самостоятельно, набираясь водительского опыта. Главное не теряться и не паниковать.
Первые пару недель выездов в одиночку самые сложные. Иногда появляются мысли, что не хочется за руль. Стресс, поведение некоторых водителей отбивали всё желание выезжать на дорогу. Но не нужно искать оправданий, почему поездка за рулем откладывается. Нужно поехать сегодня для того, чтобы поехать и завтра. Или пополнить группу тех немногих водителей, которые ездят только летом.
В силу неопытности, ошибки на дороге не исключены. Выезжая на дорогу, водитель отвечает за всех, кто участвует в движении. Научившись контролировать ситуацию, удастся почувствовать, как находишься в гармонии со своим автомобилем. Вот тогда станет понятно, что уже не сможете представить себе жизнь без движения. Движения на автомобиле!