Найти тему
Тайны искусства

Разбор картины «Черный квадрат» Малевича

В чём смысл этой работы, почему её называют революционной и важнейшей картиной для развития современного искусства?

Трещинки на картине появились не сразу.  Это следствие слишком толстого слоя краски, который Малевич нанёс, чтобы закрыть предыдущую работу.
Трещинки на картине появились не сразу. Это следствие слишком толстого слоя краски, который Малевич нанёс, чтобы закрыть предыдущую работу.

В работе "Черный квадрат", написанной Казимиром Малевичем в 1915 году, поражает то, что практически все стандартные приемы традиционной живописи в ней отсутствуют. Здесь нет тональных оттенков, нет попытки перспективы или какого-либо намёка на трехмерное пространство. Нет никаких узнаваемых форм, кроме самого квадрата. Сам цвет представлен в его наиболее бинарной форме: грубо нарисованный черный квадрат на белом льняном холсте, размером чуть меньше метра по каждой оси.

По сути, это картина, которая намеренно ничего не представляет. Она не похожа на силуэт, остающийся после снятия картины со стены, где солнечный свет выбелил окружающее пространство и оставил после себя затяжную тень. Черный квадрат" выражает пустоту, отказ от живописного метода, художественную чистоту. И именно в этом его смысл.

1915 год был временем быстрых перемен в России. Молодые художники того времени были воодушевлены их предчувствием и в то же время они знакомились с новыми художественными движениями в Париже. Сам Малевич посетил Париж в 1912 году и вернулся в сильном воодушевлении от работ Пикассо и Брака, а также от кубистического искусства в целом.

Малевич быстро ассимилировал западноевропейское авангардное искусство в свой живописный стиль. За короткий период его картины переняли многие изобразительные приемы импрессионизма, фовизма и кубизма, за которыми последовало влияние итальянского футуризма.

Супрематизм (1915) Казимира Малевича
Супрематизм (1915) Казимира Малевича

Вскоре он перешел к более радикальному стилю беспредметной живописи, для обозначения которого он использовал термин "супрематизм". Через сборку геометрических форм он стремился к более чистой форме кубизма. Термин "супрематизм" происходит от понятия превосходного чувства, которое дает неразбавленная абстракция. По словам Малевича, это был "...опыт беспредметности... превосходство чистого чувства".

«Черный квадрат» был самой радикальной из супрематических работ Малевича. Впервые он был представлен публике на выставке, проходившей в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в 1915 году. Выставка называлась "Последняя футуристическая выставка картин 0,10". "Ноль" в названии означал идею нового начала в искусстве - точку ноль, а "десять" - количество художников, принявших участие в выставке.

Выставочный зал Малевича
Выставочный зал Малевича

У Малевича была отдельный зал. Из тридцати шести выставленных им картин все были абстрактными, многие состояли из крестов, кругов или разрозненных массивов прямоугольников. Самым элементарным среди них был "Черный квадрат", которому было отведено уникальное место: в верхнем углу комнаты на манер православной иконы в типичном русском доме.

Для сопровождения выставки Малевич выпустил брошюру, в которой описал замыслы своей новой формы искусства. Позже она была переиздана под названием "От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый реализм в живописи". В брошюре Малевич сделал ряд резких заявлений об актуальности своего нерепрезентативного искусства, в то же время дискредитируя "академическое искусство" предыдущих поколений. Для Малевича целью его нового искусства было утверждение возможности полного эстетического опыта:

«Я преобразил себя в нуле формы и вытащил себя из переполненного мусором академического искусства».

По мнению Малевича, создавать картины с тематикой было "вульгарно" и только разрушало истинную сущность живописи, которая заключалась в цвете и текстуре.

Чёрный квадрат Малевича
Чёрный квадрат Малевича

Для художника "Черный квадрат" был смелой попыткой начать все заново, визуально представить понятие нового начала в искусстве. Как подлинный образец художественного достижения, работа остается предметом спора, поскольку ее цель - не выразить красоту или художественное мастерство в традиционном смысле.

Малевич написал картину, призванную передать идею в самых откровенных выражениях. Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что это ранний пример того, что мы можем назвать концептуальным искусством. По сути, картина является смелым и дерзким заявлением, абсурдно искусственным и в то же время полным радикальных возможностей.

***

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк!

***

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство