Тренды в московской архитектуре уходят все дальше в хай-тек, а мы все равно в глубине души любим эти праздничные русские теремки с яркими изразцами, сказочными мотивами и фигурными крышами! Рассказываем, где в столице отыскать купеческие дома и боярские дворцы, кто там жил и что в них находится сейчас.
Ярославско-голландские корни и французское настоящее: дом купца Игумнова
Этот эффектный особняк в купеческом стиле на Большой Якиманке действительно принадлежал купцу – владельцу Ярославской Большой мануфактуры Николаю Игумнову. А построил его городской архитектор Ярославля Николай Поздеев в 1895 году. Удивительной красоты изразцы с цветочными узорами привезли с фарфоровой фабрики Матвея Кузнецова, а кирпич – аж из Нидерландов. В собственности купца этот русский дворец пробыл не так долго.
После революции 1917 года его национализировали под рабочий клуб фабрики Гознака, затем в его стенах располагались Институт переливания крови и Институт мозга, а с 1938 года по сегодняшний день здание принадлежит французскому посольству. Здесь, кстати, в 1944 году даже побывал тогда еще только будущий президент Франции, Шарль де Голль – генерал вручал тут советские боевые награды летчикам эскадрильи «Нормандия — Неман», помогавшей Красной Армии в борьбе с фашистской Германией.
Адрес: ул. Большая Якиманка, д. 43
Сказочная мозаика и подпольное кабаре: дом Перцовой
Красивый кирпичный терем с сине-зеленой мозаикой расположился рядом с Храмом Христа Спасителя на пересечении Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Несмотря на имя в честь Зинаиды Перцовой, этим домом мы на самом деле обязаны ее супругу – инженеру Петру Перцову, который прославился строительством тысяч километров железных дорог по всей стране.
По его задумке, здание должно было стать домом для творческой интеллигенции. А именно это место он выбрал по совету коллекционера русской графики Ивана Цветкова – у того как раз уже был дом по соседству на набережной (он – следующий в нашей подборке). В благодарность Перцов пообещал ему возвести здесь особняк в русском стиле. Свое обещание он сдержал и устроил конкурс среди художников и архитекторов на лучший «русский» проект будущего дома, выбрав в судьи весь цвет отечественного искусства – Виктора Васнецова, Василия Сурикова, Федора Шехтеля, Василия Поленова и других. Только вот проект Апполинария Васнецова (младшего брата того самого Васнецова), который жюри выбрало лучшим, понравился Перцову меньше, чем работа «серебряного» призера, художника Сергея Малютина. Так, автор первой расписанной русской матрешки и был наречен оформителем будущего дома.
К украшению особняка Малютин привлек художников артели Строгановского училища «Мурава» – они отделали фасад славянскими мотивами: майоликой с Ярило-солнцем, быком, дерущимся с медведем, птицей Сирин с человеческим лицом, скульптурами в виде щук и другими необычными деталями.
В здании снимали студии художники Александр Куприн, Константин Игумнов, Василий Рождественский и многие другие, а в еще в течение года в подвале дома работал богемный театр-кабаре «Летучая мышь». Его основали для веселых посиделок артистов Московского художественного театра актер Никита Балиев и представитель тогдашней «золотой молодежи», наследник нефтяной империи Николай Тарасов. Место было крайне закрытым и открывало двери только «своим» – среди знаменитых гостей кабаре были, например, певцы Федор Шаляпин и Александр Вертинский.
В советские годы этот чудо-терем с авторской майоликой чуть не разрушили – на месте него и снесенного по соседству Храма Христа Спасителя предполагалось отстроить огромный Дворец Советов с площадью, но проект так и не реализовали. Сейчас дом Перцовой принадлежит Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России.
Адрес: Курсовой пер., д. 1
Декор от Васнецова и международное гостеприимство: особняк Цветкова
Этот сосед дома Перцовой на Пречистенской набережной принадлежал уже знакомому нам коллекционеру Ивану Цветкову. Он отстроил его специально для своего собрания живописи и графики.
Для особняка Цветков выбрал свой любимый русский стиль – за его воплощение отвечал мастер жанра Виктор Васнецов: тут и яркая майолика, и бочковая крыша, и остроконечные наличники. Но и сам Иван Евменьевич тоже принимал участие в проекте дома: он спланировал расположение залов так, чтобы освещение подходило для создания здесь галереи.
Работы закончились в 1901 году, а в 1909 году Цветков передал особняк в дар Москве. После смерти мецената в этих стенах действительно работала картинная галерея. Затем в годы Второй мировой тут располагался штаб авиационного полка «Нормандия — Неман», а дальнейшая судьба здания повторяет историю многих московских особняков – его отдали сначала под личную резиденция военного атташе Франции, затем под резиденцию посла Бразилии в России и Узбекистане, а сейчас это резиденция ливанского посла.
Адрес: Пречистенская набережная, 29
Этаж под морепродукты и этаж-притворщик: особняк Лопатиной
Особняк Лопатиной на Большой Никитской – один из самых первых жилых домов, которые оформили по канонам русского стиля. Его построил в 1867 году архитектор Александр Каминский, который также известен как проектировщик здания Третьяковской галереи и автор проекта Третьяковского проезда. Фасад особняка своей кирпичной кладкой напоминает будто бы расшитую крестиком канву, а яркая цветочная майолика – традиционные славянские узлы-плетения.
Заказчицей особняка была столичная предпринимательница Анна Лопатина. Она разместила в доме свои апартаменты и квартиры под сдачу в аренду, а цокольный этаж отдала под склады и холодильники для морепродуктов – их Лопатина поставляла в московские рестораны. Сегодня здание выглядит очень цельным, и, согласитесь, уже сложно поверить, что третий, мансардный этаж был тут не всегда. На самом деле пристройку в едином с домом стиле возвели уже после революции, когда в особняке размещалось общежитие для большевиков-ветеранов. С 1960-х годов в его стенах находится посольство Бразилии. Эта страна даже выкупила полюбившееся здание в 1990-е годы.
Адрес: Большая Никитская ул., д. 54с1
26 теремов и точная копия: дворец Алексея Михайловича Романова
Хотя этот дворец-терем в «Коломенском» и выглядит аутентично, на самом деле это новодел. Но к оригиналу он очень близок – историческую копию дворца XVII века отстроили по старинным планам в 2010 году.
Интересно, что дворец тут был еще при Рюриковичах. Его отстроил князь Василий III, но после Смутного времени здание пришло в упадок. Восстанавливал его первый из рода Романовых – Михаил Федорович, а его сын Алексей Михайлович уже перестроил дворец на свой вкус в 1666—1671 годах.
Получилось дорого-богато: дворец состоял из 26 соединенных друг с другом теремов и 270 помещений, был украшен заграничным сусальным золотом и резными наличниками от лучших мастеров по дереву. Современники сравнивали его со шкатулкой с драгоценностями и называли «восьмым чудом света».
Простоял дворец в таком виде, правда, не так долго. При сыне Алексея Михайловича, Петре I, столицу перенесли из Москвы в Санкт-Петербург, а значит и сама резиденция царя переехала туда. После этого Коломенское, конечно, потеряло былое значение. Со временем сказочный терем ветшал и в итоге был снесен при Екатерине II. На его месте несколько раз возводились другие дворцы, но что-то все время не складывалось – один, отстроенный Екатериной, пострадал от французского нашествия в 1812 году, а второй в стиле ампир, построенный Александром I, разобрали в конце XIX века.
Восстановить первоначальный дворец Алексея Михайловича решили в 1990-е годы, только уже на другом месте, в южной части заповедника – прежнее успело густо зарасти деревьями. В новом здании, отстроенном в 2010 году, сегодня открыт музей, где можно посмотреть русское дворцовое убранство XVII-XVIII веков.
Адрес: проспект Андропова, 39с69
Удачная стилизация и неудачное новоселье: дом-терем в Хвостовом переулке
Этот русский терем у метро «Полянка» тоже новодел – его отстроили при прежнем мэре Москвы Юрии Лужкове в 1997 году. Авторами проекта стали архитекторы Александр Щукин и Михаил Леонов. Типичные для русского стиля майолика, окна с «гирьками» и четырехскатная крыша даже принесли золотисто-желтому дому место в списке зданий Культурного наследия.
Судьба у теремка, правда, оказалась не столь завидной. Изначально он задумывался как элитный жилой дом с шестью квартирами (в каждой по 2-3 этажа), подземной парковкой на 16 машин и придомовой территорией. Но в итоге здание пустует все 25 лет своего существования – сюда так никто и не въехал. Почему – достоверно неизвестно, но по некоторым версиям, здесь оказались проблемы с системой канализации. За долгие годы простоя дом пришел в плачевное состояние, поэтому не так давно он прошел через реставрацию. Сейчас здание в центре Москвы выставлено на продажу, и цена на него, естественно, внушительная – в районе миллиарда рублей.
Адрес: 1-й Хвостов переулок, 5
Поставьте «лайк», если вам понравилась статья, и подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе районных новостей Москвы!
-------------------------------------------
Вам также может быть интересно: