Найти тему

Деменция или эгоизм?..

Подруга моя приняла решение отправить маму в пансионат для пожилых людей. Я её не осуждаю. Нисколько. Это решение было одним из самых сложных в её жизни.

Почти десять лет назад моя подруга (назовём её Маша) переехала из Сибири в край потеплее. Почти сразу, как только обжились на новом месте, забрала к себе маму и бабушку. Всё было хорошо. Жили все вместе в одном большом доме дружно. Пока у мамы не приключился инсульт.

Случился инсульт у Машиной мамы три года назад. Всё обошлось без тяжёлых последствий: человек сохранил сознание, речь, способность самостоятельно передвигаться… Вот только интерес к жизни мама утратила. Совсем. Окончательно.

Привезли маму домой, проводили в её комнату, и она села на диван, чтобы больше с него не вставать. Только если в случае крайней необходимости – для похода в туалетную комнату.

Фото с pixabay.com
Фото с pixabay.com

Прежде активная и деятельная женщина, которая могла приготовить для всей семьи, пока Маша с мужем на работе, любила по магазинам пробежаться, какие-то цветочки во дворе выращивала, в один момент сама решила стать растением – все её интересы с момента возвращения из больницы стали сводиться к телевизору и пульту от него. Лекарства, прописанные доктором для восстановления после болезни, она пить отказывалась, а если и «соглашалась» под напором родных, то после, пока никто не видит, выбрасывала или прятала под шкаф.

Как бы ни уговаривала её Маша: «Мам, ну давай выйдем во двор. Ну посмотри, какая погода хорошая. Подышишь, на солнышке погреешься». На всё один ответ: «Нет. Отстань. Не хочу».

Тянулись дни и месяцы. От постоянного сидения на месте без движения ходить маме становилось всё сложнее. Наступил момент, когда без ходунков она уже перестала обходиться.

Так Маша стала домохозяйкой и сиделкой, продолжая работать с мужем по удалёнке. Маму оставлять одну больше было нельзя.

Утром чай и мамины любимые булочки. На обед салатик и супчик. На ужин салатик и какое-нибудь второе блюдо. Несколько раз в день зайти к маме с напоминанием, чтобы не забыла переодеть памперс. Раз в неделю, а при необходимости и чаще, сменить всё постельное бельё, включая подушки и одеяла… При этом мама отказывается переодеваться и мыться, пыталась отказываться от еды.

Мы давно не живём с Машей рядом, но по телефону говорим каждый день. И с каждым днём она всё больше напоминает маленькую уставшую, навьюченную не по силам лошадку: иногда голос становится абсолютно бесцветным, не несущим никаких эмоций, а иногда она, напротив, готова сорваться в истерику. Маша устала.

А события последней недели Машу почти довели до белого каления. Если до этого «закидоны» у мамы случались время от времени, то теперь стали ежедневными.

В День рождения мужа, когда Маша готовила праздничный ужин и весело болтала с подоспевшей на помощь подружкой, мама не встала в туалете. Пришлось всё бросать, вызванивать мужа, поднимать и переодевать маму.

На следующий день мама решила пойти поставить телефон на зарядку и упала. Встать сама не может. Поднимал снова Машин муж.

И так стало повторяться ежедневно с теми или иными дополнительными изысками. Мама падает – зять поднимает.

А Маша звонит и говорит: «Оль, ты понимаешь, я так больше не могу. Мне кажется, что она это специально делает – внимание к себе привлекает. А какое ей нужно внимание ещё? Я и так всё время рядом. Я и так не могу никуда уехать. Представляешь, нам до моря ехать, как тебе до Красноярска. А я не могу съездить на море, потому что маму оставить не с кем. Да я в магазин только в ближайший бегаю! Я уже молчу про её отказы от еды – ну, в конце концов, она мало двигается, а потому и мало кушает. Молчу про испачканные постели, которые надо стирать. Молчу про те делишки, которые она, бывает, не доносила до туалета. Но падать! Я же её не подниму. При всём своём желании! Во мне 47кг весу, а в маме почти сотня. А мужу завтра на работу. Я решила искать пансионат. Меня, конечно, совесть мучает, что я родную маму на попечение чужих людей отправлю… Но! Я просто боюсь однажды рядом лечь!».

Так вот. Я Машу не осуждаю. И у тех, кто подготовил гневную речь по схеме «как так можно родного человека да в дом престарелых», спрошу: а кому лучше будет, если Маша рядом ляжет? Маме? Маше? Машиному мужу?

Маше всего 46 лет. Машиной маме всего 67. Они обе имеют право на комфортную жизнь. Маше будет лучше без мамы. А маме – с уходом специалистов.

Маша выбирает пансионат. Придирчиво выбирает. Ей нужен такой, чтобы от дома был недалеко – маму навещать несколько раз в неделю, чтобы палаты были индивидуальные – мама не уживётся с посторонними старушками, чтобы в палате обязательно был телевизор.

Обзвонили несколько. Завтра смотреть поедут.

Можете, конечно, осудить Машу и её решение, но… А как бы вы себя повели в такой ситуации?

Хотите помочь? Прочитав эту статью, кликните на рекламки – мне за это копеек сколько-нибудь упадёт;))

Спасибо, что прочли. Если статья понравилась – ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал: будем разговаривать, спорить и рассуждать на самые разные темы.