Найти тему

«Параллельные матери»: старые раны не заживают

Кадр из фильма. Анна (Милена Смит) и Джанис (Пенелопа Крус).
Кадр из фильма. Анна (Милена Смит) и Джанис (Пенелопа Крус).

От фильма «Параллельные матери» Педро Альмодовара у меня захватило дух — он пронесся на одном дыхании. Сюжет мелодраматичен — в одной палате роддома случайно оказываются успешная 40-летняя фэшн-фотограф Джанис (Пенелопа Крус) и совсем юная Анна (Милена Смит). Обе они не замужем. Их дочки появляются на свет одновременно, и дальше начинается путаница.

Для Джанис ее малышка — желанный и долгожданный ребенок, для Анны, которая успела в лучшем случае окончить школу, младенец, скорее, обуза, чем радость. Тем более, что родители Анны в разводе, помощи нет, и девушке приходится выживать самостоятельно. Словом, параллели в судьбах молодых матерей-одиночек быстро заканчиваются — они начинают менять траектории, сходятся-расходятся и в конце концов пересекаются. Я бы даже сказала — переплетаются.

Параллели начались в роддоме. Кадр из фильма
Параллели начались в роддоме. Кадр из фильма

Но фильм Педро Альмодовара — отнюдь не мелодрама и уж вовсе не телешоу, где путем анализа ДНК устанавливают материнство. Хотя ДНК-тестирование присутствует и здесь. Джанис давно и упорно добивается эксгумации захоронения времен гражданской войны в Испании 1936-39 годов, где были засыпаны землей тела местных жителей, расстрелянных ультраправыми фалангистами. Среди погибших — ее прадед и другие родственники, поэтому ей важно, чтобы останки были подняты и идентифицированы.

Быть правдивой нелегко.  Кадр из фильма
Быть правдивой нелегко. Кадр из фильма

Раскопки захоронения — как вскрытие старых ран. Можно молчать и жить рядом с курганом, где под землей скрыты груды тел. А можно провести эксгумацию, вернуть семьям останки, чтобы хотя бы после смерти они могли собраться вместе, раз не удалось при жизни.

Поэтому Джанис не молчит, она поступает беспощадно честно, когда между ней и «параллельной матерью» Анной затевается что-то вроде маленькой «гражданской войны». Джанет убеждена — какой бы горькой правда ни была, она всегда лучше, чем мудрая привычка «не ворошить прошлое».

Прошлое обязательно надо ворошить. Не вскрыв того, что болело, пусть даже рана начала затягиваться, — невозможно думать о будущем. Финальные кадры фильма бьют наотмашь — все мы одинаково беззащитны перед историей.

*

На 78-м Венецианском фестивале Пенелопа Крус была удостоена приза за лучшую женскую роль.

Спасибо, что прочитали! Если интересно, подписывайтесь на мой канал!

Фото с сайта Кинопоиск.ру и из открытых источников

#кино #Параллельныематери #ПедроАльмодовар #ПенелопаКрус