Найти тему

Старое поколение помнит БАМ – самую дорогую и масштабную стройку СССР. А что вспомнит сегодняшняя молодежь?

Есть события, которые объединяют целые поколения. Для молодежи СССР 70-х–80-х годов таковым стало строительство БАМа – Байкало-Амурской магистрали. Сегодня подобное строительство железной дороги назвали бы «мега-проектом», а тогда название было такое, каких уже нет ... Всесоюзная ударная комсомольская стройка!

Посмотрите на лица. какие все счастливые... Ударной стройке - ударный труд!
Посмотрите на лица. какие все счастливые... Ударной стройке - ударный труд!

Энтузиазм молодежи впечатлял. Добровольно в патриотическом порыве в строительстве приняли участие около 50 000 комсомольцев. Попасть на стройку было непросто – нужна была «комсомольская путевка». Материальная выгода была на втором плане (хотя за работу платили неплохие по тем временам деньги...).

Как вам такой многомесячный "кемпинг" в тайге?
Как вам такой многомесячный "кемпинг" в тайге?

При этом стоит понимать, что работать приходилось в весьма суровых климатических условиях, жить в палатках и времянках, организованно питаться, терпеть необустроенность ... Но все эти трудности не мешали добиваться высоких показателей работы, ставить рекорды и, конечно, влюбляться и заводить семьи... Впоследствии часть «бамовцев» так и осела в городах и поселках, построенных вдоль магистрали.

Посмотрите на землю. Жених несет невесту к свадебному "кортежу" на руках не только от нежности, но и чтобы она не запачкалась.
Посмотрите на землю. Жених несет невесту к свадебному "кортежу" на руках не только от нежности, но и чтобы она не запачкалась.

Конечно, БАМ строили не только молодежные стройотряды. Не стоит забывать, что на первом этапе с 1932 по 1958 (?) годы железная дорога строилась заключенными (в 1938 году, например, работало около 150 000 заключенных!). "Комсомольский" этап длился с 1974 по 1984 год. Конечно же, в строительстве участвовали и "взрослые" специалисты со всего СССР, привлекались военные. Но именно молодежь вдохнула в стройку новую жизнь, позволила довести ее до конца.

Посланники Воронежского комсомола не подведут!
Посланники Воронежского комсомола не подведут!

Вы только вдумайтесь, что такое БАМ. Только факты:

  • протяженность 4324 км (Тайшет – Советская Гавань), половина путей проложена в зоне вечной мерзлоты,
  • пересекает 11 крупных и сотни мелких рек, 7 горных хребтов (проложено около 4200 мостов, 10 туннелей),
Слайды диафильма "БАМ в строю" (Кудряшов Н., 1985 г.)
Слайды диафильма "БАМ в строю" (Кудряшов Н., 1985 г.)
  • построено более 200 железнодорожных станций,
  • самая дорогая и масштабная инфраструктурная стройка в истории СССР.

Какие задачи решал БАМ? Увеличение потока грузов, дублер Транссиба (БАМ проходит дальше от границы с Китаем), доступ к освоению огромных природных богатств района... БАМ полностью изменил жизнь в регионе.

Слайд диафильма "БАМ в строю" (Кудряшов Н., 1985 г.)
Слайд диафильма "БАМ в строю" (Кудряшов Н., 1985 г.)

Подталкиваемое идеологической работой, в стране возникло целое "бамовское" движение. Все следили за успехами строительства, за его продвижением. На стройку ездили популярные артисты. На БАМовскую тематику писались песни. Среди самых известных песен про БАМ, пожалуй, выделю две:

1. Строим БАМ (ВИА Самоцветы)

-7

2. Дорога железная (ВИА Пламя)

-8

Конечно, мы живем в другое время и в другой стране (хоть и ставшей наследницей СССР). Время ударных комсомольских строек кануло в лету. Увы, молодежь уже не привлечешь на добровольных началах к строительству каких-либо крупных объектов. Тем не менее страна развивается, мосты и космодромы строятся...

Крымский мост (фото Alexxx Malev)
Крымский мост (фото Alexxx Malev)

Интересно, какие грандиозные стройки вспомнит современная молодежь лет так через 30-50?

Лайк, подписка, комментарий – лучшая поддержка каналу!